1 Кор., 133 зач., V, 6-8.
Глава 5.
6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Гал., 206 зач., III, 13-14.
Глава 3.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе),
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Многим людям, которые смотрят на христианство снаружи, кажется, что оно печально или даже депрессивно. Христианин в их глазах выглядит как тот, кто постоянно думает о плохом: о своём несовершенстве, несовершенстве людей, да и вообще всего мира. Как сказал мне один знакомый христианин: 99% замечаний, которые я мог бы сделать, я просто не делаю. То есть ощущение, что для верующих всё время что-то не так и со временем будет ещё хуже. Отчасти это справедливо, ведь поражённость мира грехом — не просто одна из маргинальных идей, но часть нашего вероучения. И всё же здравый христианский подход заключается в том, что христианин, будучи прекрасно осведомлён о состоянии мира, всё же бывает настроен радостно, потому что знает, что мир к грехам не сводится и в нём присутствует то, что больше всяких грехов и несовершенств. В нём присутствует Бог, открывающий нам возможность новой жизни. Нам только остаётся выбрать путь, по которому мы пойдём.
В начале сегодняшнего чтения апостол рассуждает о закваске, которая сквашивает всё тесто. Тот, кто имеет опыт приготовления хлеба на закваске, знает, что тесто по объёму больше закваски, но несмотря на объём, оно изменяется под её воздействием. Поводом, по которому апостол вспомнил о закваске, было появление в коринфской общине грешника, который своим поведением мог искусить остальных. Обращаясь к этой ситуации, апостол призывает учеников очистить свою жизнь от греха и полностью удалить его остатки, потому что даже малая часть имеет свойство разрастаться и заполонять собою всё. Всё себе подчинять.
Сегодняшний день в церковной традиции называется Страстной или Великой Субботой. В древности в этот день люди, которые длительный срок готовились ко крещению, наконец, становились членами церкви. И их жизнь менялась самым коренным образом. Всякий, кто крестился, искренне отвергал порок и лукавство и делал нормой жизни чистоту и истину.
Возвышенно, красиво, но совершенно не достижимо, скажет кто-нибудь. У всех свои болезни, свои немощи, и ещё никто с ними окончательно не справился. Очищай, не очищай — старая закваска всё равно даст о себе знать.
Но здесь как раз оказывается важна вторая часть сегодняшнего чтения. Ведь христиане очищают свою собственную жизнь не только собственными усилиями и может быть даже не столько. Иногда верующие кажутся теми, кто силён духом и на остальных смотрит сверху вниз, но это совершенно неправильный взгляд. Конечно, мы прикладываем усилия, но чистота и истина — это дары Христовы, а не наши достижения. Если любого из нас попробовать оценить с точки зрения закона Божьего, у всех нашлись бы проблемы, всякий что-нибудь должен был сделать и не сделал. Все мы в большей или меньшей степени стараемся жить так, как должны, но ни у кого из нас не получается отдать этот долг во всей полноте. Ни Богу, ни самим себе. Ни у кого кроме Иисуса Христа. Он был послушен Отцу во всём, даже до смерти и смерти крестной. В Нём человечеству открываются новые отношения с Богом, в основе которых не долг, но любовь, ведь всякий был в неоплатном долгу и получил во Христе прощение. Нам осталось только принять его из Божиих рук и устремиться к новой жизни.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема