
Апостол Павел
Гал., 205 зач., III, 8-12.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В первые годы существования Христианская Церковь совместила в себе элементы разных культур. С одной стороны, всегда подчёркивалось, что Спаситель Иисус Христос по человечеству принадлежал к еврейскому народу и что христианство возникло именно в иудейской среде. Но, с другой стороны, уже в первые годы деятельности учеников Христа, апостолов, стало понятно — христианская проповедь должна быть обращена и к язычникам. А язычники, как показала практика, с даже с бОльшим желанием принимали христианство, чем евреи.
Особую активность в деле распространения учения Спасителя в языческой среде проявил апостол Павел. В течение своей жизни Павел совершил четыре многодневных миссионерских путешествия по городам Римской империи. В частности, ему удалось посетить Галатию, область в Малой Азии, где слушателями проповеди апостола, по большей части, стали язычники — потомки галлов, переселившихся сюда в третьем веке до нашей эры и смешавшихся с местными греками. Впоследствии, по разным данным или в 48, или в 56 году, апостол Павел направил галатийским христианам послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Как уже отмечалось выше, христианские общины древности состояли из евреев и бывших язычников. Евреи, пользуясь тем, что во времена Ветхого Завета они именовались богоизбранным народом, пытались занять в древней Христианской Церкви лидирующие позиции. В частности, они всячески хотели убедить христиан из язычников в необходимости соблюдать ветхозаветные заповеди: обрезание для мужчин, покой в субботу, пищевые ограничения и другие. Но самое главное — евреи пытались привить бывшим язычникам своё религиозное восприятие отношений между Богом и человеком.
Иудеям первых веков было свойственно рассматривать их (эти отношения) как некий договор, соблюдая который можно было в полной мере рассчитывать на благую посмертную участь. Таким образом, иудейская религиозность времён Христа в определённой степени имела черты формализма. Апостол Павел, который сам тщательно соблюдал закон Моисея, при этом был последовательным противником подобного восприятия отношений между Богом и человеком. Павел всегда подчёркивал, что время Ветхого Завета прошло, как исчезла и актуальность его обрядовых особенностей.
Безусловно, христианам по-прежнему необходимо соблюдать такие древние заповеди, как «не убей» или «не укради». Но им также необходимо отказаться от ветхозаветной логики религиозной жизни — что якобы в случае соблюдения человеком заповедей Бог обязан такому человеку помогать. Свои мысли апостол Павел подкреплял при помощи примера личности праотца Авраама, которого евреи до сих пор считают своим родоначальником.
Авраам, по мысли Павла, был избран Богом не за тщательное соблюдение заповедей (хотя он был благочестивым человеком), но за искреннюю веру и преданность Богу. Аврааму пришлось пройти много испытаний от Бога — например, долгие годы у него не было наследника. Достойно преодолев все искушения, Авраам стал примером настоящей духовной жизни, когда человек совершает добрые поступки, не ожидая обязательного получения награды от Бога, но руководствуясь искренней любовью к Господу и ближним.
Апостол Павел прямо называет Авраама праотцем не только для евреев или иудеев, но для каждого христианина, горячо верящего в Бога. Авраам жил святой жизнью, смиренно надеясь на помощь Господа, и, в итоге, получил великую милость Небес. То же может случиться с любым православным христианином, который будет подражать Аврааму и апостолу Павлу в их восприятии духовной жизни. Иными словами — если он не будет пытаться выстраивать отношения с Богом по принципу «ты мне, а я тебе», но в основание каждого доброго поступка будет помещать любовь к Богу, а также желание быть соработником Христа, то есть проводником Божией благодати в мире.
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера»

В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории