
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизненный путь апостола Павла весьма и весьма примечателен. По происхождению он был евреем, хоть и родился за пределами Палестины в городе Тарс. Это территория современной Турции. Он получил прекрасное по тем временам образование. Учился в одной из лучших иудейских школ в Иерусалиме у известного раввина Гамалиила. Отлично знал Священное Писание, традицию его толкования, а также религиозный закон иудейской веры. В молодости он примкнул к партии фарисеев, ревнителей благочестия. Был ярым преследователем христианства, искренне веря в то, что оно наносит серьёзный ущерб почитанию Единого Бога. Однажды во время путешествия в Дамаск, где он должен был выявить и уничтожить христианскую общину, ему лично явился Сам Христос. Эта встреча изменила всё. Из фанатичного гонителя, Павел стал самым ревностным проповедником нового учения.
В только что прозвучавшем отрывке он сравнивает опыт веры, которым он обладал, будучи фарисеем, с тем, который ему открылся, когда он стал христианином. По словам апостола, верность иудейской традиции была основана на неумеренном следовании отеческим преданиям. То есть на фанатичном исполнении буквы закона. Совсем иное основание имеет его верность Евангелию. Она основана на опыте личной встречи и общения со Христом.
Перед нами формула истинной веры. Это не просто следование традиции, которую мы по инерции восприняли от предыдущих поколений. Не просто воспроизведения форм благочестия. Подлинная и полноценная вера начинается с личной встречи со Христом и усиливается благодаря постоянному общению с Ним. Такой диалог — её сердцевина. Благодаря ему наша вера оживает, она становится действенной, то есть явно проявляет себя в наших мыслях, чувствах, словах и поступках.
Это не означает, что религиозная традиция не играет никакой роли и мы должны пренебрегать ей. Это означает лишь то, что мы должны учиться правильно расставлять акценты в своей церковной жизни. Знать и понимать, зачем мы следуем церковному уставу, какова цель наших ритуалов, обрядов и других форм выражения верности Богу. Всё это, с одной стороны, отображение и фиксация того высокого духовного опыта, который переживали святые, видевшие Бога, как говорит Писание, «лицом к лицу», с другой, вспомогательное средство, компас, который направляет нас в нужную сторону, не даёт сбиться с пути, готовит к тому, чтобы однажды мы, каждый в свою меру, встретили Христа лично и начали с Ним такую же сокровенную беседу, которую с Ним вёл апостол Павел.
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











