
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизненный путь апостола Павла весьма и весьма примечателен. По происхождению он был евреем, хоть и родился за пределами Палестины в городе Тарс. Это территория современной Турции. Он получил прекрасное по тем временам образование. Учился в одной из лучших иудейских школ в Иерусалиме у известного раввина Гамалиила. Отлично знал Священное Писание, традицию его толкования, а также религиозный закон иудейской веры. В молодости он примкнул к партии фарисеев, ревнителей благочестия. Был ярым преследователем христианства, искренне веря в то, что оно наносит серьёзный ущерб почитанию Единого Бога. Однажды во время путешествия в Дамаск, где он должен был выявить и уничтожить христианскую общину, ему лично явился Сам Христос. Эта встреча изменила всё. Из фанатичного гонителя, Павел стал самым ревностным проповедником нового учения.
В только что прозвучавшем отрывке он сравнивает опыт веры, которым он обладал, будучи фарисеем, с тем, который ему открылся, когда он стал христианином. По словам апостола, верность иудейской традиции была основана на неумеренном следовании отеческим преданиям. То есть на фанатичном исполнении буквы закона. Совсем иное основание имеет его верность Евангелию. Она основана на опыте личной встречи и общения со Христом.
Перед нами формула истинной веры. Это не просто следование традиции, которую мы по инерции восприняли от предыдущих поколений. Не просто воспроизведения форм благочестия. Подлинная и полноценная вера начинается с личной встречи со Христом и усиливается благодаря постоянному общению с Ним. Такой диалог — её сердцевина. Благодаря ему наша вера оживает, она становится действенной, то есть явно проявляет себя в наших мыслях, чувствах, словах и поступках.
Это не означает, что религиозная традиция не играет никакой роли и мы должны пренебрегать ей. Это означает лишь то, что мы должны учиться правильно расставлять акценты в своей церковной жизни. Знать и понимать, зачем мы следуем церковному уставу, какова цель наших ритуалов, обрядов и других форм выражения верности Богу. Всё это, с одной стороны, отображение и фиксация того высокого духовного опыта, который переживали святые, видевшие Бога, как говорит Писание, «лицом к лицу», с другой, вспомогательное средство, компас, который направляет нас в нужную сторону, не даёт сбиться с пути, готовит к тому, чтобы однажды мы, каждый в свою меру, встретили Христа лично и начали с Ним такую же сокровенную беседу, которую с Ним вёл апостол Павел.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема