Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизненный путь апостола Павла весьма и весьма примечателен. По происхождению он был евреем, хоть и родился за пределами Палестины в городе Тарс. Это территория современной Турции. Он получил прекрасное по тем временам образование. Учился в одной из лучших иудейских школ в Иерусалиме у известного раввина Гамалиила. Отлично знал Священное Писание, традицию его толкования, а также религиозный закон иудейской веры. В молодости он примкнул к партии фарисеев, ревнителей благочестия. Был ярым преследователем христианства, искренне веря в то, что оно наносит серьёзный ущерб почитанию Единого Бога. Однажды во время путешествия в Дамаск, где он должен был выявить и уничтожить христианскую общину, ему лично явился Сам Христос. Эта встреча изменила всё. Из фанатичного гонителя, Павел стал самым ревностным проповедником нового учения.
В только что прозвучавшем отрывке он сравнивает опыт веры, которым он обладал, будучи фарисеем, с тем, который ему открылся, когда он стал христианином. По словам апостола, верность иудейской традиции была основана на неумеренном следовании отеческим преданиям. То есть на фанатичном исполнении буквы закона. Совсем иное основание имеет его верность Евангелию. Она основана на опыте личной встречи и общения со Христом.
Перед нами формула истинной веры. Это не просто следование традиции, которую мы по инерции восприняли от предыдущих поколений. Не просто воспроизведения форм благочестия. Подлинная и полноценная вера начинается с личной встречи со Христом и усиливается благодаря постоянному общению с Ним. Такой диалог — её сердцевина. Благодаря ему наша вера оживает, она становится действенной, то есть явно проявляет себя в наших мыслях, чувствах, словах и поступках.
Это не означает, что религиозная традиция не играет никакой роли и мы должны пренебрегать ей. Это означает лишь то, что мы должны учиться правильно расставлять акценты в своей церковной жизни. Знать и понимать, зачем мы следуем церковному уставу, какова цель наших ритуалов, обрядов и других форм выражения верности Богу. Всё это, с одной стороны, отображение и фиксация того высокого духовного опыта, который переживали святые, видевшие Бога, как говорит Писание, «лицом к лицу», с другой, вспомогательное средство, компас, который направляет нас в нужную сторону, не даёт сбиться с пути, готовит к тому, чтобы однажды мы, каждый в свою меру, встретили Христа лично и начали с Ним такую же сокровенную беседу, которую с Ним вёл апостол Павел.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую мы боимся сомнений в вере. Нам кажется, что если признаться самим себе в том, что у нас есть сомнения, есть вопросы, есть недоумения, есть боязливость и что нам далеко не всё понятно во взаимоотношениях Бога с созданным Им миром, то такое признание будет означать фактическую утрату веры. Поэтому многие христиане бояться даже думать о каких бы то ни было сомнениях, они буквально запрещают себе это делать, ну а тех, кто пытается привести их к размышлениям, они называют чуть ли не еретиками и отступниками. Любопытно, что первое поколение христиан было во много крат честнее нас, христиане первых веков позволяли себе сомневаться, ведь они знали, что вера подобна лёгкому дуновению ветерка в жаркий полдень, и она совсем непохожа на изнуряющую метель Заполярья. Веру трудно удержать, и легко потерять, за неё нужно бороться. Об этом писал святой апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Прозвучавший только что отрывок апостольского послания представляет собой краткие увещевания апостола Павла, адресованные его ученику Тимофею. В этих увещеваниях легко проследить одну общую мысль: вера и христианское призвание — это то, что нужно подкреплять жизнью, и то, за что нужно всеми силами бороться.
В используемом нами синодальном переводе эти мысли хоть и видны, однако не вполне отчётливо, а потому будет уместным процитировать более современный русский перевод: «Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван!» Мы видим, что здесь использованы довольно необычные для разговора о вере слова: «добивайся» и «битва». Оказывается, что недостаточно просто единожды уверовать во Христа и спокойно дожидаться блаженной вечности, оказывается, что за веру, благочестие, любовь, стойкость и кротость нужно биться.
Что это означает на практике? Конечно же, речь не идёт о битвах в прямом смысле этого слова, христианство вообще крайне скептично относится к применению физической силы, видя в этом досадную неизбежность падшего мира, но никак не то, к чему могут быть призваны все христиане ради достижения Царства Небесного. Да и ученик апостола Павла Тимофей не был замечен в битвах. В данном случае слово «битва» стоит рассматривать как указание на ту непрестанную собранность всех сил человека, которая бывает ему нужна во время сражения. В сражениях нет места расслабленности, отдыху и уж тем более там нет места сну.
Вообще, говоря о духовной жизни, апостол Павел любил использовать военные и спортивные аналогии. Стоит обратить внимание, что в прозвучавшем сегодня отрывке разговор о битве идёт не только в контексте стяжания добродетелей, битва требуется и для поддержания самой веры. Это означает, что вера со всех сторон будет подвергаться нападкам, её врагами станут и наша собственная человеческая слабость с желанием непринуждённой комфортной светской жизни, и внешние враги веры, в первую очередь, те самые духовные сущности, которые сумели лишить веры в премудрость и благость Творца наших прародителей. По отношению к нам они занимаются тем же самым, и мы должны это понимать, ну а если мы делаем вид, что с нашей верой всё и всегда хорошо, это означает, что у нас и вовсе нет веры, ведь как никто не станет пытаться отобрать драгоценности у нищего, так и противостоящие Богу силы не станут отбирать веру у того, у кого её попросту нет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы люди в беде получали срочную помощь
Клавдии Сергеевне — 93 года, она живёт в Московской области, недалеко от города Коломна. Прошлой зимой у неё сгорел дом. В нём бабушка находилась вместе с сыном, пенсионером. Когда случился пожар, они еле успели выбежать на улицу. Из имущества спасти ничего не удалось. Так в одночасье люди остались без крыши над головой, документов, одежды и еды. Но одни в беде они не остались. На помощь семье поспешили добрые люди и благотворительные организации. Кто с жильём помог, кто с мебелью, техникой и одеждой. На выручку Клавдии Сергеевне и её сыну, страдающему сахарным диабетом, пришёл и фонд «Мои друзья». Его команда оперативно приобрела для семьи дорогостоящие лекарства, а также медицинские приборы для измерения давления и отслеживания уровня сахара в крови. И всё это стало возможным только с поддержкой благотворителей.
История бабушки из Московской области — одна из многих, на которые фонд откликнулся быстро, не открывая при этом отдельный сбор. Ведь когда случается беда и помощь необходима срочно — дорога каждая минута. Поэтому так важны регулярные платежи. Они позволяют команде фонда «Мои друзья» поддерживать людей самым необходимым здесь и сейчас — продуктами, лекарствами, одеждой и многим другим.
Узнайте больше добрых историй на сайте проекта: моидрузья.орг, в разделе «Спасибо». А чтобы поддержать фонд и его подопечных, нажмите кнопку «Помочь сейчас» .
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим детей и взрослых с синдромом Дауна
18-летний Ваня несмотря на свою болезнь, синдром Дауна, достиг больших успехов в развитии. Он планирует поступить в колледж и хочет устроиться на работу. Сейчас молодой человек стажируется в кафе: следит за чистотой зала и не только. У Вани есть мечта — накопить на автодом. Парень знает, что получить водительские права не сможет, но всё равно от своей мечты не отказывается.
Когда родители Вани впервые услышали о диагнозе синдром Дауна, они растерялись, не знали, что делать дальше и как помочь ребёнку. Знакомые посоветовали им обратиться в московский центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап». «К нам домой приехал педагог Татьяна Нечаева. После её консультации мы поняли, что с такой поддержкой обязательно справимся», — рассказывает мама.
В центре «Даунсайд Ап» детям и взрослым с особенностями помогают развиваться, осваивать школьную программу и важные навыки для жизни. Здесь Ваня узнал много нового и научился действовать самостоятельно. Кроме этого, в центре у него есть возможность заниматься тем, что нравится. Молодой человек посещает швейную мастерскую, а ещё развивает в себе художественный талант. Этой осенью он стал участником проекта «Глазами разных» и его рисунками украсили некоторые машины такси в Москве.
«Ваня получает удивительные возможности. Я вижу, что у него есть жизнь вне семьи, и это делает меня счастливой», — делится мама нашего героя.
В эти праздничные дни центр «Даунсайд Ап» проводит акцию в поддержку особенных подопечных. Проходит она на сайте фонда-партнёра «Синдром любви». Вы можете принять в ней участие. Собранные средства будут направлены на организацию творческих и развивающих занятий, а также на подготовку ребят к самостоятельной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов