
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если открыть словари русского языка и посмотреть в них определение слова «духовный», то мы увидим немало любопытного, из словарей мы узнаем, что «духовное» — это то, что «связано с внутренним миром человека, его интеллектуальной деятельностью, чувствами и мыслями» или же, что это нечто «нематериальное и нетелесное», а еще словари относят это слово к тому, «что связано с религией и церковной жизнью». Апостол Павел ничего не знал о современных нам русских определениях этого слова, а потому он подразумевал под ним нечто совершенно иное, то, что нельзя найти ни в одном словаре. Всякий раз, когда он пишет о чем-то как о духовном, он имеет в виду соотнесенность со Святым Духом. В его словаре само слово «духовный» происходит от словосочетания «Святой Дух». Поэтому в посланиях апостола «духовные» — это те, кто имеет общение со Святым Духом, кто обладает дарами Святого Духа и, соответственно, живет по закону Духа, а не плоти. Именно о таких людях идет речь в этом отрывке.
В самом начале апостол перечисляет плоды Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание». По этим плодам можно сделать вывод о том, имеет ли человек общение с третьей ипостасью Святой Троицы. Многие толкователи и исследователи Послания апостола Павла к Галатам отмечают, что в перечне апостола плоды Духа расположены от большего к меньшему, то есть первым плодом, по мысли апостола, должно быть воздержание, из которого проистекает кротость, на кротости базируется вера, она является источником милосердия, милосердие, в свою очередь, приносит благость, а благость сообщает человеку долготерпение, из которого следует мир, он дает радость, а за радостью следует любовь.
Любопытно, что апостол Павел ко всем своим адресатам обращается как к духовным, то есть он подразумевает у них у всех наличие плодов Святого Духа. И это справедливо, ведь каждый из тех, к кому он обращается, был в свое время крещен, а значит все адресаты апостола получили дары Святого Духа и должны жить не так, как живут внешние по отношению к Христовой Церкви люди. Сами по себе дары Святого Духа не довлеют над человеком, они не заставляют кого-либо поступать каким-то особенным образом, каждый волен жить так, как он того захочет. На дары Духа можно и вовсе не обращать никакого внимания и тогда они никак не будут себя проявлять. Но апостол призывает к другому: он хочет, чтобы каждый христианин осознавал свою соотнесенность со Святым Духом, и жил, исходя из этого осознания, то есть не по тому закону, который каждому человеку диктует видимый мир, а по другому закону — закону Духа, записанному в сердцах христиан.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема