
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если открыть словари русского языка и посмотреть в них определение слова «духовный», то мы увидим немало любопытного, из словарей мы узнаем, что «духовное» — это то, что «связано с внутренним миром человека, его интеллектуальной деятельностью, чувствами и мыслями» или же, что это нечто «нематериальное и нетелесное», а еще словари относят это слово к тому, «что связано с религией и церковной жизнью». Апостол Павел ничего не знал о современных нам русских определениях этого слова, а потому он подразумевал под ним нечто совершенно иное, то, что нельзя найти ни в одном словаре. Всякий раз, когда он пишет о чем-то как о духовном, он имеет в виду соотнесенность со Святым Духом. В его словаре само слово «духовный» происходит от словосочетания «Святой Дух». Поэтому в посланиях апостола «духовные» — это те, кто имеет общение со Святым Духом, кто обладает дарами Святого Духа и, соответственно, живет по закону Духа, а не плоти. Именно о таких людях идет речь в этом отрывке.
В самом начале апостол перечисляет плоды Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание». По этим плодам можно сделать вывод о том, имеет ли человек общение с третьей ипостасью Святой Троицы. Многие толкователи и исследователи Послания апостола Павла к Галатам отмечают, что в перечне апостола плоды Духа расположены от большего к меньшему, то есть первым плодом, по мысли апостола, должно быть воздержание, из которого проистекает кротость, на кротости базируется вера, она является источником милосердия, милосердие, в свою очередь, приносит благость, а благость сообщает человеку долготерпение, из которого следует мир, он дает радость, а за радостью следует любовь.
Любопытно, что апостол Павел ко всем своим адресатам обращается как к духовным, то есть он подразумевает у них у всех наличие плодов Святого Духа. И это справедливо, ведь каждый из тех, к кому он обращается, был в свое время крещен, а значит все адресаты апостола получили дары Святого Духа и должны жить не так, как живут внешние по отношению к Христовой Церкви люди. Сами по себе дары Святого Духа не довлеют над человеком, они не заставляют кого-либо поступать каким-то особенным образом, каждый волен жить так, как он того захочет. На дары Духа можно и вовсе не обращать никакого внимания и тогда они никак не будут себя проявлять. Но апостол призывает к другому: он хочет, чтобы каждый христианин осознавал свою соотнесенность со Святым Духом, и жил, исходя из этого осознания, то есть не по тому закону, который каждому человеку диктует видимый мир, а по другому закону — закону Духа, записанному в сердцах христиан.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема