Гал., 208 зач., III, 23 — IV, 5.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Молитва, которая должна читаться над новорождённым ребенком в восьмой день, называется «молитвой наречения имени». И, естественно, услышав такое название, все полагают, что речь идет о том имени, которое дали ребенку родители. Кажется, какое же еще имя может священник ему дать? Однако если мы внимательно прислушаемся к словам, которые произносятся, то услышим, что речь идет о другом имени, об имени Божием, от которого крещаемый никогда не должен отречься. Именно поэтому, на заре христианской эры, когда мучеников просили назвать их имена, они отвечали, что они христиане. Это была их главная идентичность, то, с чем они ассоциировали себя в первую очередь. Они осознавали себя Божьими.
Сегодняшнее чтение начинается с интересного нюанса, на который сразу можно не обратить внимание. В первых нескольких стихах, говоря о том, что закон был педагогом или детоводителем ко Христу, апостол употребляет местоимения «мы» и «нас». Может показаться, что он имеет в виду себя и галатов, для которых вместе с иудеями закон был детоводителем ко Христу. Но это только первое впечатление, ведь галаты были язычниками и закона не знали. И это значит, что говоря «мы» и «нас» они имеет в виду себя и своих иудейских соплеменников. Жизнь под законом и включенность в завет позволяли им называть себя сынами Божиими, в отличие от всех других народов, которые воспринимались как идолопоклонники, проклятые и отверженные.
Переходя к следующему стиху, можно только поразиться, как сильно вера во Христа изменила сознание апостола, который сам называл себя фарисеем из фарисеев и, конечно, вполне по-фарисейски должен был относиться к язычникам. Однако же он пишет: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
И это, конечно, совершенно потрясающе, потому что связано с отказом от ощущения собственной исключительности, от мысли о том, что Бог любит только тебя... Всё это отменено и те, кого ко Христу вел закон, должны открыться бывшим язычникам, как братьям, чтобы все остальные идентичности, женская и мужская, иудейская и эллинская, все остальные отличия людей друг от друга отошли на второй план.
Глупо думать, что апостол стремился совершенно упразднить понятие народа, пола или сословия... Он прекрасно понимал, что во Христе мужчина и женщина не становятся бесполыми, но остаются такими, какими рождены. Его мысль в другом: у всех есть самые разные идентичности: половые, этнические и какие угодно. Люди, очевидно, разные, но эта разница не должна играть никакой роли в их общих отношениях с Богом и друг другом. Все мы в первую очередь люди, призванные стать детьми Божиими, братьями и сестрами во Христе.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.