
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 — II, 5.
Глава 1.
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,
24 и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь начинает чтение за богослужением Послания апостола Павла к Галатам. Это один из ключевых текстов всего корпуса апостольских посланий, несмотря на его небольшой объем. Поводом к написанию Послания к Галатам стали проповедники, которые пришли в эту общину, судя по всему, из Иерусалима, и стали учить не так, как учил Павел. Дело здесь в том, что апостол Павел не делал различия между иудеями и язычниками, он считал, что разделение осталось в прошлом, теперь же, в эпоху Нового Завета, все равны, а Христово Царство достигается не исполнением закона Моисея, а верой во Христа. Многие христиане из числа иудеев были с ним не согласны, что кажется вполне предсказуемым, все же, довольно непросто в один миг отринуть мысль о собственной исключительности, основанной на том факте, что именно израильскому народу были даны обетования Ветхого Завета.
У тех, кто противостоял апостол Павлу, были свои аргументы. Один из самых важных состоял в том, что Павел не был в строгом смысле апостолом, ведь он никогда не встречался со Христом, а проповедь его несколько отличалась от проповеди тех, кто провел со Христом три с лишним года Его земного служения. У прочих апостолов не было необходимости доказывать факт своего апостольства, ведь все прекрасно знали, кто был рядом со Христом. А вот в Павле сомневались очень многие, по этой причине в его посланиях мы регулярно встречаем одну и ту же тему: он самыми разными способами доказывает, что и он апостол, равный прочим. Вот только его аргументы нельзя было проверить, очевидными были лишь следствия его апостольства, то есть духовные дарования в основанных им общинах. Именно по этой причине Павел постоянно просит своих адресатов взглянуть на самих себя. Его логика очень проста: если вы — христиане, если в вашей общине очевидно присутствие Духа Святого, а веру во Христа вы получили от меня, то кто я, если не апостол? Но несмотря на простоту этой логики было немало сомневающихся.
Впрочем, последнее тоже понятно: короткая память — это бич человечества, ошибка нашего ума, а наибольшей популярностью всегда и везде пользуются речи тех, кто предлагает конкретные действия, к примеру, такие, какие предлагали павловы оппоненты. Апостол Павел никому не диктовал простых шагов, он говорил о вере во Христа, которая сама организует себе формы, тогда как проповедники из Иерусалима были склонны к противоположному, они утверждали, что необходимы ясные действия: надо сначала стать иудеями, начать исполнять закон Моисея в соответствии с его позднейшими витиеватыми прочтениями, а уже после этого говорить о вере во Христа.
В Послании к Галатам апостол Павел очень жестко критикует такой подход и настаивает на своем видении. Время показало его абсолютную правоту. Но, конечно, иного и быть не могло, ведь Павел говорил не от себя, он возвещал то, что услышал от Христа Воскресшего.