
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 — II, 5.
Глава 1.
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,
24 и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь начинает чтение за богослужением Послания апостола Павла к Галатам. Это один из ключевых текстов всего корпуса апостольских посланий, несмотря на его небольшой объем. Поводом к написанию Послания к Галатам стали проповедники, которые пришли в эту общину, судя по всему, из Иерусалима, и стали учить не так, как учил Павел. Дело здесь в том, что апостол Павел не делал различия между иудеями и язычниками, он считал, что разделение осталось в прошлом, теперь же, в эпоху Нового Завета, все равны, а Христово Царство достигается не исполнением закона Моисея, а верой во Христа. Многие христиане из числа иудеев были с ним не согласны, что кажется вполне предсказуемым, все же, довольно непросто в один миг отринуть мысль о собственной исключительности, основанной на том факте, что именно израильскому народу были даны обетования Ветхого Завета.
У тех, кто противостоял апостол Павлу, были свои аргументы. Один из самых важных состоял в том, что Павел не был в строгом смысле апостолом, ведь он никогда не встречался со Христом, а проповедь его несколько отличалась от проповеди тех, кто провел со Христом три с лишним года Его земного служения. У прочих апостолов не было необходимости доказывать факт своего апостольства, ведь все прекрасно знали, кто был рядом со Христом. А вот в Павле сомневались очень многие, по этой причине в его посланиях мы регулярно встречаем одну и ту же тему: он самыми разными способами доказывает, что и он апостол, равный прочим. Вот только его аргументы нельзя было проверить, очевидными были лишь следствия его апостольства, то есть духовные дарования в основанных им общинах. Именно по этой причине Павел постоянно просит своих адресатов взглянуть на самих себя. Его логика очень проста: если вы — христиане, если в вашей общине очевидно присутствие Духа Святого, а веру во Христа вы получили от меня, то кто я, если не апостол? Но несмотря на простоту этой логики было немало сомневающихся.
Впрочем, последнее тоже понятно: короткая память — это бич человечества, ошибка нашего ума, а наибольшей популярностью всегда и везде пользуются речи тех, кто предлагает конкретные действия, к примеру, такие, какие предлагали павловы оппоненты. Апостол Павел никому не диктовал простых шагов, он говорил о вере во Христа, которая сама организует себе формы, тогда как проповедники из Иерусалима были склонны к противоположному, они утверждали, что необходимы ясные действия: надо сначала стать иудеями, начать исполнять закон Моисея в соответствии с его позднейшими витиеватыми прочтениями, а уже после этого говорить о вере во Христа.
В Послании к Галатам апостол Павел очень жестко критикует такой подход и настаивает на своем видении. Время показало его абсолютную правоту. Но, конечно, иного и быть не могло, ведь Павел говорил не от себя, он возвещал то, что услышал от Христа Воскресшего.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.