
Флп., 240 зач., II, 5-11.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В общине Филиппийцев назрели серьезные проблемы: конфликты и ссоры христиан, в основе которых лежали тщеславие, самолюбование, гордыня, ну и все то, что является причиной превозношения одного человека над другим. По этому поводу апостол Павел и пишет им послание. Отрывок, который мы только что услышали, — содержит его основную идею. Апостол призывает свою паству брать пример со Христа. Он призывает подражать тому душевному расположению, которое было свойственно для Спасителя. На что же именно он обращает наше внимание?
По словам апостола, Иисус «не почитал хищением быть равным Богу». О чем идет речь? Несмотря на то, что Христос был равен Богу, был Его образом, обладал тем же могуществом, силой и властью, Он при этом, как пишет апостол Павел, сознательно, ради человека, лишил Себя этой славы. Он не держался за Свое равенство с Богом Отцом, но словно добровольно отказался от этой привилегии, став человеком. Причем это отразилось на всех аспектах Его жизни на земле. Он родился как нищий в хлеву для животных, жил как странствующий учитель, учил, исцелял и прощал, как равный, был убит как бродяга и разбойник. В восточно-христианском богословии это называется божественный кеносис, то есть умаление, истощание. Далее апостол Павел говорит странную вещь: именно за все это Бог и возвеличил Христа. То есть, именно в способности это сделать и заключается Его Божественная сила.
Эту логику, которую проповедует апостол Павел, а за ним и вся христианская традиция, нашему житейскому, практическому и предприимчивому рассудку, понять трудно. Однако сердце всегда чувствуют ее силу и жизненную правоту. Как мы чувствуем силу и правоту в поступках командира, который разделяет со своими подчиненными все тяготы их службы. Который с одной стороны, может справедливо наказать, но с другой, в случае чего, способен даже прикрыть провинившегося подопечного перед высоким начальством, а порой и взять его вину на себя. От такого человека веет силой. Солдаты, кому посчастливилось служить под его началом, называют человечище, батя. И вот вся эта человечность требует смирения, которое есть понимание жизни, и снисхождения к ближнему. И вся она предельно сконцентрирована в том, что сделал ради людей Христос. Несмотря на то, что внешним это казалось слабостью, в итоге это оказалось силой.
К этому апостол Павел призывает и нас: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», говорит он. Иными словами, будучи богаты, мы должны стать нищими ради тех, кто рядом с нами. Отец ради семьи, жена ради мужа, дети ради родителей. Начальник ради своих подчиненных и ровно наоборот: подопечные ради начальника, какой бы он ни был. Всякий, кто облечен силой, должен смириться перед тем, кто находится в непосредственной орбите его власти. С этого и начинается Царство Небесное на земле, подлинные пасхальные радость и торжество.
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема