Флп., 240 зач., II, 5-11.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В общине Филиппийцев назрели серьезные проблемы: конфликты и ссоры христиан, в основе которых лежали тщеславие, самолюбование, гордыня, ну и все то, что является причиной превозношения одного человека над другим. По этому поводу апостол Павел и пишет им послание. Отрывок, который мы только что услышали, — содержит его основную идею. Апостол призывает свою паству брать пример со Христа. Он призывает подражать тому душевному расположению, которое было свойственно для Спасителя. На что же именно он обращает наше внимание?
По словам апостола, Иисус «не почитал хищением быть равным Богу». О чем идет речь? Несмотря на то, что Христос был равен Богу, был Его образом, обладал тем же могуществом, силой и властью, Он при этом, как пишет апостол Павел, сознательно, ради человека, лишил Себя этой славы. Он не держался за Свое равенство с Богом Отцом, но словно добровольно отказался от этой привилегии, став человеком. Причем это отразилось на всех аспектах Его жизни на земле. Он родился как нищий в хлеву для животных, жил как странствующий учитель, учил, исцелял и прощал, как равный, был убит как бродяга и разбойник. В восточно-христианском богословии это называется божественный кеносис, то есть умаление, истощание. Далее апостол Павел говорит странную вещь: именно за все это Бог и возвеличил Христа. То есть, именно в способности это сделать и заключается Его Божественная сила.
Эту логику, которую проповедует апостол Павел, а за ним и вся христианская традиция, нашему житейскому, практическому и предприимчивому рассудку, понять трудно. Однако сердце всегда чувствуют ее силу и жизненную правоту. Как мы чувствуем силу и правоту в поступках командира, который разделяет со своими подчиненными все тяготы их службы. Который с одной стороны, может справедливо наказать, но с другой, в случае чего, способен даже прикрыть провинившегося подопечного перед высоким начальством, а порой и взять его вину на себя. От такого человека веет силой. Солдаты, кому посчастливилось служить под его началом, называют человечище, батя. И вот вся эта человечность требует смирения, которое есть понимание жизни, и снисхождения к ближнему. И вся она предельно сконцентрирована в том, что сделал ради людей Христос. Несмотря на то, что внешним это казалось слабостью, в итоге это оказалось силой.
К этому апостол Павел призывает и нас: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», говорит он. Иными словами, будучи богаты, мы должны стать нищими ради тех, кто рядом с нами. Отец ради семьи, жена ради мужа, дети ради родителей. Начальник ради своих подчиненных и ровно наоборот: подопечные ради начальника, какой бы он ни был. Всякий, кто облечен силой, должен смириться перед тем, кто находится в непосредственной орбите его власти. С этого и начинается Царство Небесное на земле, подлинные пасхальные радость и торжество.
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых
У Светланы Краевой травма позвоночника, ей необходима помощь специалистов
47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отдых в жизни современного христианина». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о том, каким может быть отдых современного христианина, чтобы восстановить силы и вместе с этим получить духовную пользу. Отец Геннадий размышлял, может ли молитва быть отдыхом, почему зачастую после того, что мы считаем отдыхом, мы остаемся опустошенными и уставшими, а также можно ли отдохнуть, общаясь с другими.