
Флп., 235 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Принято считать, что младших детей в семье любят больше остальных. Но так бывает не всегда. Случается, что их воспринимают как досадную помеху. Нечто подобное мы можем наблюдать и на примере апостола Павла, который совершенно неожиданно для Церкви из гонителя превратился в проповедника Евангелия. О своей миссии сам Павел, в частности, говорит в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Вернёмся ненадолго к теме нелюбимых младших детей, которую мы затронули в начале программы. Например, в Библии (в книге Бытия) можно найти историю праведного Иосифа, которого старшие братья так возненавидели, что продали в рабство. Конечно, сам Иосиф безгрешным не был — он регулярно рассказывал отцу о проступках братьев. Но всё же. Одно дело ябедничать, и совсем иное — фактически обречь родного брата на мучительную смерть в рабстве.
Апостола Павла, конечно, никто в рабство отправлять не собирался. Но Павлу пришлось изрядно потрудиться, чтобы доказать Церкви, что он теперь не гонитель, а настоящий апостол. И смирение Павла перед жизненной участью и промыслом Божиим просто поражает. Это его кроткое отношение нашло отражение даже в именовании. Павел — в переводе с греческого означает «младший, меньший». Такое прозвище проповеднику Евангелия дали потому, что он присоединился в апостольской общине значительно позже прочих учеников Христа. И Павел данную кличку сделал собственным именем. И, несмотря на непростое отношение со стороны церковной общественности, а также на печальное прошлое гонителя христиан, именно Павел проявил себя как самый храбрый и трудолюбивый распространитель учения Господа Иисуса.
Судьба Павла круто и бесповоротно изменилась, когда Христос лично явился ему на дороге в Дамаск. Гонитель стал вдохновенным проповедником Евангелия. Жестокое прошлое тяготило Павла, и он всячески пытался исправить совершённые им ошибки. Труды апостола не только загладили все его преступления, но и позволили Евангелию распространиться по многим городам и областям Римской империи. Сам же Павел со смирением и кротостью описывал свои действия — все заслуги и успехи он адресовал Христу Спасителю, подчёркивая, что без Христа так бы и остался в плену у своих прежних горделивых заблуждений.
Нравственный и духовный пример, который даёт нам апостол Павел, может послужить для нас опорой при оценке собственных духовных успехов. Мы видим, как святой, анализируя прежнее и нынешнее своё положение, благодарит Бога, искренне радуется и торжествует. И не себя восхваляет он, а Христа. От имени Спасителя он возвещает евангельское учение, делится с окружающими совершенно незаслуженным счастьем, обладателем которого сам он, Павел, оказался.
При этом, повторюсь, апостол не обольщается, не восхваляет себя и не приписывает миссионерских побед себе любимому. И речь идёт не просто о какой-то скромности. Наверное, больше всего Павел боялся забронзоветь, а потому всячески стремился быть свободным. В том числе и от груза уже достигнутых высот. В конце концов, какая разница, что там получилось сделать в прошлом, если это прошлое, а впереди ещё очень много дел? Потому всё доброе, что удалось совершить, апостол без толики сомнения или сожаления жертвует Богу. Апостол прекрасно помнил завет Христа — чтобы что-то ценное и любимое сохранить, нужно поручить это Господу. Ведь только Отец Небесный способен сделанное нами добро сохранить от тления этого мира, от бега времени и зависти окружающих. А ещё только Господь способен дела даже самого маленького, младшего человека преобразить, сделав их по-настоящему ценными, полезными и для самого человека, и для других людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер