
Флп., 235 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Принято считать, что младших детей в семье любят больше остальных. Но так бывает не всегда. Случается, что их воспринимают как досадную помеху. Нечто подобное мы можем наблюдать и на примере апостола Павла, который совершенно неожиданно для Церкви из гонителя превратился в проповедника Евангелия. О своей миссии сам Павел, в частности, говорит в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Вернёмся ненадолго к теме нелюбимых младших детей, которую мы затронули в начале программы. Например, в Библии (в книге Бытия) можно найти историю праведного Иосифа, которого старшие братья так возненавидели, что продали в рабство. Конечно, сам Иосиф безгрешным не был — он регулярно рассказывал отцу о проступках братьев. Но всё же. Одно дело ябедничать, и совсем иное — фактически обречь родного брата на мучительную смерть в рабстве.
Апостола Павла, конечно, никто в рабство отправлять не собирался. Но Павлу пришлось изрядно потрудиться, чтобы доказать Церкви, что он теперь не гонитель, а настоящий апостол. И смирение Павла перед жизненной участью и промыслом Божиим просто поражает. Это его кроткое отношение нашло отражение даже в именовании. Павел — в переводе с греческого означает «младший, меньший». Такое прозвище проповеднику Евангелия дали потому, что он присоединился в апостольской общине значительно позже прочих учеников Христа. И Павел данную кличку сделал собственным именем. И, несмотря на непростое отношение со стороны церковной общественности, а также на печальное прошлое гонителя христиан, именно Павел проявил себя как самый храбрый и трудолюбивый распространитель учения Господа Иисуса.
Судьба Павла круто и бесповоротно изменилась, когда Христос лично явился ему на дороге в Дамаск. Гонитель стал вдохновенным проповедником Евангелия. Жестокое прошлое тяготило Павла, и он всячески пытался исправить совершённые им ошибки. Труды апостола не только загладили все его преступления, но и позволили Евангелию распространиться по многим городам и областям Римской империи. Сам же Павел со смирением и кротостью описывал свои действия — все заслуги и успехи он адресовал Христу Спасителю, подчёркивая, что без Христа так бы и остался в плену у своих прежних горделивых заблуждений.
Нравственный и духовный пример, который даёт нам апостол Павел, может послужить для нас опорой при оценке собственных духовных успехов. Мы видим, как святой, анализируя прежнее и нынешнее своё положение, благодарит Бога, искренне радуется и торжествует. И не себя восхваляет он, а Христа. От имени Спасителя он возвещает евангельское учение, делится с окружающими совершенно незаслуженным счастьем, обладателем которого сам он, Павел, оказался.
При этом, повторюсь, апостол не обольщается, не восхваляет себя и не приписывает миссионерских побед себе любимому. И речь идёт не просто о какой-то скромности. Наверное, больше всего Павел боялся забронзоветь, а потому всячески стремился быть свободным. В том числе и от груза уже достигнутых высот. В конце концов, какая разница, что там получилось сделать в прошлом, если это прошлое, а впереди ещё очень много дел? Потому всё доброе, что удалось совершить, апостол без толики сомнения или сожаления жертвует Богу. Апостол прекрасно помнил завет Христа — чтобы что-то ценное и любимое сохранить, нужно поручить это Господу. Ведь только Отец Небесный способен сделанное нами добро сохранить от тления этого мира, от бега времени и зависти окружающих. А ещё только Господь способен дела даже самого маленького, младшего человека преобразить, сделав их по-настоящему ценными, полезными и для самого человека, и для других людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис – влияние на мировую культуру». Кирилл Вах, Сергей Кругликов

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и кандидат философских наук Сергей Кругликов.
Мы говорили о том, как книга Откровение Иоанна Богослова повлияла на мировую культуру и как Апокалипсис осмыслялся в искусстве разных веков и разных стран.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Фаддей (Успенский)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов
Разговор шел о жизни и подвиге священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Он родился в священнической семье, окончил Казанскую духовную академию, преподавал, затем принял монашеский постриг и епископский сан. В революционные годы его не раз ссылали и арестовывали, но он сохранил твердость веры и молитвенную стойкость.
Архиепископ Фаддей жил в Астрахани почти без вещей, служил каждый день, совершал богослужения по несколько часов, помогал людям и не имел ничего своего. Патриарх Тихон говорил о нём: «Если владыка будет так жить и дальше, его путь закончится мученически». Так и произошло — в 1937 году владыка Фаддей был замучен в тюрьме, уподобившись Христу в смирении и страданиях.
Мы говорили о том, как вера даёт силу в испытаниях, о людях, которые сохраняли человеческое достоинство в нечеловеческих условиях, и о любви, которая побеждает страх.
Все выпуски программы Светлый вечер