
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современный человек задумывается о своих чувствах значительно чаще, чем это делали люди прошлого. В целом это очень правильно, ведь и вдумчивая религиозная жизнь начинается с внимания к себе, своему состоянию, своей жизни. Однако выводы из обращения к себе верующий и неверующий человек часто делают диаметрально противоположные. В чём же разница? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к отрывку из 2-й главы послания апостола Павла к филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всем нам случалось удивляться тому, что еда, которую мы любим, может совершенно не нравиться другим. Как же, попробуйте, это так вкусно, говорим мы, а человек просто не может на нашу любимую еду смотреть, не то, чтобы её пробовать. Почему это так? Конечно, за буквальным и подробным ответом на этот вопрос надо обращаться к физиологам, но на обывательском уровне ответ прост: наше восприятие тех или иных вещей отличается. И вряд ли мы посчитаем нормальным, если кто-нибудь станет говорить: тебе должно это нравиться! Как чувствую, так и чувствую, скажем мы, ведь чувства возникают в нас, разве мы можем ими управлять? И главное, должны ли? Разве мы не свободны? Разве не имеем права на свободное выражение чувств?
Мы сегодня буквально помешаны на свободе и правах. Человек, который фальшивит, когда поёт песню, тоже свободен петь её, как хочет, и даже имеет на это полное право, но вряд ли остальные будут этому рады. Чувства нам действительно даны, мы их не выбираем, но в некоторых случаях их необходимо воспитывать. Мы можем заниматься музыкой и развивать слух, можем закаляться и приучить себя спокойнее переносить холод. Именно поэтому слова апостола Павла, которые поначалу могут сбить с толку, на самом деле вполне справедливы.
«В вас, — говорит апостол, — должны быть такие же чувства как во Христе Иисусе». Первая наша реакция, скорее всего, — отвержение. Ведь у нас свои чувства, у Христа свои. Чувства нельзя навязать. Но если мы воспримем жизнь Спасителя так же, как музыканты воспринимают камертон, мы поймём, о чём идёт речь. Чувства чувствам рознь, и апостол Павел имеет в виду не просто вкусовые ощущения или нечто подобное. Он говорит о мироощущении, о восприятии себя в мире, своего места перед Богом и людьми. В понимании того, что о тебе есть некоторый замысел Божий, который ты призван воплотить, как и в том, что Христос есть эталон, который явил его в мире, кроется суть различий между верующими и атеистами.
Причём, говоря об Иисусе как об эталоне, апостол вовсе не имел в виду конкретных обстоятельств Его жизни. Во-первых, Павел упоминает знание Христом Его богочеловечества. Как этому можно подражать? Очевидно, вспомнив, что мы сотворены по образу Творца, то есть обладаем самым высоким статусом из возможных на земле. Во-вторых, вслед за Спасителем мы призваны к смирению и жертвенности в любви к ближним. И подражаем мы Ему в этом тогда, когда так же, как Он, стремимся исполнить заповедь о любви.
Кому-то нравится море, а кому-то горы, кто-то вырос в степи, а кто-то в лесу. В этих чувствах мы вполне свободны, потому что весь мир Божий прекрасен и достоин привязанности и трепетных чувств. Но, если посмотреть на мировосприятие человека в целом, станет понятно: некоторые чувства важно в себе воспитывать и в первую очередь речь идет о любви. Ведь именно любовь привела к тому, что Бог стал человеком и вошёл в нашу жизнь, чтобы исцелить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Родная история в мемуарах». Ирина Разумовская

У нас в гостях была режиссер, основатель «Кто мы медиа» Ирина Разумовская.
Разговор шел о третьем сезоне анимационного документального сериала «Живые мемории», в основе которого мемуары знаменитых и малоизвестных людей нашей страны, а также о том, как через современные медийные проекты можно говорить о нравственности, духовности и важных, в том числе христианских, ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Измеряемая благотворительность». Ирина Мерсиянова, Татьяна Богословская
Гостями программы «Делатели» были представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: директор Ирина Мерсиянова и сотрудник Татьяна Богословская.
Разговор шел об исследованиях: почему люди участвуют в благотворительных проектах, в частности в проекте по восстановлению разрушенных домов в Мариуполе, и что им это дает. Наши гости рассказали, что именно православные чаще всего вовлечены в социальное служение, а также как церковные благотворительные проекты влияют на отношение людей к Церкви в целом.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Угольки мудрости

В давние годы жил один могущественный и грозный хан. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и пастбища обширнее, и места для жизни удобнее. Путь до этих земель был долгий и трудный, поэтому хан приказал всех стариков оставить на старом кочевье, чтобы они не были во время перехода всем обузой.
Но один из подданных хана по имени Цырен не захотел обрекать на голодную смерть своего отца. Сговорился он со стариком, что спрячет его в крытой повозке и тайно от всех перевезет в новые места.
Поднялся хан со своим народом, всеми своими стадами, и отправился с юга на север — в далекие земли. И никто не знал, что вместе с женщинами и детьми в одной из крытых повозок ехал старый отец Цырена. Тайком от всех добрый парень кормил и поил своего отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы тот мог расправить затёкшие руки и ноги.
Два дня шли кочевники, останавливаясь ночью на привал. А на третью ночь вдруг хлынул такой сильный дождь, что разом залил все костры. Как ни бились люди, никак не могли развести огонь.
Наконец, кто-то заметил на вершине далекой горы огонёк костра. Хан дал приказ сейчас же отправиться на гору и принести в долину огонь. И один, и другой, и третий из подданных ханаотправлялись на гору. Все они находили под густой елью охотника, который грелся у костра. Все они брали горящую головню, но донести её до своей стоянки не могли — головня под дождем гасла.
Пришёл черед идти за огнем Цырену. Пробрался он в повозку к своему отцу и спросил:
— Отец, научи, как мне донести огонь с вершины горы до стоянки?
— Не бери горящие головни — они все равно погаснут по дороге: или истлеют, или дождь их зальёт, — сказал старик. — Возьми с собой большой горшок, набери в него побольше углей, и принесешь огонь на стоянку!
Цырен так и сделал. Вся долина огласилась криками радости, когда он вернулся, раздул угли и из них вспыхнул огонь. Люди развели костры, обогрелись, приготовили пищу. Узнал хан, кто принес огонь, приказал Цырену явиться к нему шатёр и спросил строго:
— Что же ты молчал? Почему сразу не сказал, как надо донести огонь?
— Я ведь поначалу и сам не знал...— ответил Цырен.
— Как же ты узнал потом? — стал допытываться хан.
Пришлось Цырену признаться, что приказ хана он выполнил только благодаря совету своего отцу, которого везёт с собой в крытой повозке.
Крепко задумался хан и сказал:
— Вот что значит жизненный опыт... Это — это угольки мудрости, без которых нам не обойтись.
Наутро хан велел слугам, чтобы они возвращались и всех стариков забрали на новое кочевье. Благо, от прежнего недалеко ещё отъехали.
(по мотивам бурятской сказки)
Все выпуски программы Пересказки