Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к филиппийцам с призывом подражать Иисусу Христу. Сам по себе этот призыв очень важен, ведь он возвышает человека и дает ему возможность увидеть в Спасителе не только Того, Кто совершил ради него подвиг любви, но и Того, за Кем можно последовать. Мы не просто пользуемся плодами совершённого Христом, но призваны идти вслед за Ним, в собственной жизни являя подвиг ученичества. В то же время, сама форма призыва, который мы услышали может вызвать вопросы. Конечно, мы стремимся подражать Христу в Его любви, поступать так, как Он поступал, но можем ли мы чувствовать то же, что чувствовал Он? Да и не только Он, но вообще любой другой человек. Если кто-то пережил испуг мы можем сказать: «Представляю, как тебе было страшно. Я тебе сочувствую». Но пока мы не пережили того же самого, наши представления — лишь теория, а сочувствие — проявление вежливости. И так со всем, с горем, с радостью, с удивлением. Если кому-то рядом больно, нам тоже может быть больно из сострадания, но это совершенно не та же самая боль.
Но как же тогда понимать апостола? Неужели он призвал филиппийцев, да и нас вместе с ними, к чему-то неисполнимому?
На самом деле, это, конечно, не так. Все дело в переводе. Греческий глагол, который употребил апостол на самом деле может быть переведен, как «думать» или «помышлять». То есть речь идет том, что мы должны «думать» или как в церковно-славянском «мудрствовать» так же, как Христос. А учитывая, что апостол буквально пишет «в вас» или «между вами» речь идет о том, что подобные мысли должны присутствовать в общине верующих. И если разделить чувства другого мы не способны, то разделить с ним его мысли, его мировоззрение мы можем. А уже из правильного мировоззрения рождается правильное отношение к себе, правильное самоощущение и восприятие ближнего.
О каких же мыслях и какой мудрости идет речь? Апостол пишет, что Христос, пребывая в образе Бога и не считая, что присваивает себе чужое, когда был приравниваем к Богу, вместе с тем уничижил себя и принял образ раба, стал подобен всем людям. Причем подобен во всем, кроме греха, разделяя с нами немощи нашего падшего человечества. И это сравнение апостола очень хорошо понятно в контексте всей второй главы, отрывок из которой мы читаем. Он просит учеников не быть тщеславными и говорит, чтобы один почитал другого высшим себя. Для того, чтобы продемонстрировать правильность этого пути он обращается к образу того, Кто, обладая не тщетной, но подлинной славой, смирил себя и умер для спасения людей.
Сегодня много говорится о человеческом достоинстве, о том, что слово человек звучит гордо. При этом все мы знаем, что в реальной жизни человек способен совершать абсолютно недостойные, буквально нечеловеческие поступки. И никакие теоретические рассуждения о достоинстве человеческой личности при этом никогда никого не останавливали. В свою очередь, христиане не стремились возносить человека как такового, потому что подлинное достоинство видели в образе Божием, который раскрывается в каждом из нас в меру исполнения заповедей, в меру единомыслия со Христом.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.