
Апостол Павел
Флп., 245 зач., III, 8-19.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель!» Интересно, что эти слова, абсолютно согласные с учением Господа Иисуса, принадлежат не христианину. Даже более того — человеку, который, живя в эпоху первичного распространения христианства, так Евангелие и не принял. Речь об известном философе-стоике Эпиктете. Несмотря на указанное печальное обстоятельство, Эпиктет стал одним из любимых авторов многих святых отцов Церкви, цитировавших его высказывания для усиления проповеди учения Спасителя. Ведь в стоике-нехристианине они видели, прежде всего, союзника — того, кто всем сердцем искал истину и стремился ей соответствовать.
Апостол Павел, послание которого мы только что слышали, тоже любил цитировать античных мыслителей. Он был широко образованным человеком и активно использовал лучшие образцы языческой культуры в целях евангельской миссии. В особенности тогда, когда обращался к языческой в прошлом аудитории. Сегодняшнее чтение из второго послания к коринфянам вполне согласуется с тем, что писали Эпиктет и прочие стоики, ратовавшие за независимость человека от обстоятельств жизни. Однако Павел придаёт философским рассуждениям новую смысловую глубину. Апостол не просто призывает читателей к какой-то стойкости и непреклонности. Он всячески настаивает на том, что человеческая мудрость становится совершенной только в союзе Божественной благодатью.
Павел говорит в сегодняшнем послании о своих духовных исканиях. Апостол до обретения веры во Христа Спасителя был фарисеем — знатоком ветхозаветного учения и щепетильным его исполнителем. Но всю свою прежнюю праведность Павел без сожаления отверг, когда обрёл веру в Господа Иисуса. В лице Сына Божьего молодой фарисей увидел неисчерпаемую перспективу небесного совершенства, которое заключается не в исполнении человеческих предписаний, а в обретении удивительного опыта богоуподобления.
Апостол описывает ускользающую от земных определений реальность. Он говорит о том, что постоянно стремится достичь совершенства во Христе. Но оказавшись на новом уровне духовного развития, понимает, что по сравнению с совершенством Божиим по-прежнему остаётся в начале пути. Но не в смысле какого-то дурного бега на месте, а в смысле радостного ощущения, что, несмотря на то, сколько всего уже узнано, прочувствовано, сделано, ещё столько всего нового имеется впереди, и всё на самом деле только начинается!
Павел призывает читателей, как огня, бояться тех людей, которые пафосно рассуждают о собственном духовном величии, хвалятся имеющимися у них дарованиями. Если кто-то считает, что чего-то в духовной жизни достиг, это свидетельствует только об одном. О полнейшей катастрофе. Христос не просто так говорил о том, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобится ребёнку. Речь, конечно же, не про инфантильность, а про то самое обновляющееся ощущение новизны духовного переживания евангельской вести. Ребёнок видит красоту мира, чувствует его целостность, всем сердцем радуется малому, потому что видит в нём не часть чего-то, а достаточную меру для счастья. Совершенство для Павла состоит не в бурчании уставшей зрелости, а в вечно юном вдохновении соучастия в миссии Христовой. Или как пишет сам апостол: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Сердце Павла горело любовью к Богу так, что ему и крест был не страшен. Потому что он (крест) был частью пути к Царству Небесному.
В отношении же тех, кто остановился и начал считать себя в земном смысле совершенным, Павел (вполне соглашаясь с приведённой в начале цитатой Эпиктета) говорит следующее: «многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном». Пусть же, по молитвам святого апостола, минует нас эта печальная участь, и мы в плане духовной жизни окажемся мудры и трудолюбивы.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема