Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Флп., 245 зач., III, 8-19.

Глава 3.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.

12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,

14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.

Комментирует священник Антоний Борисов.

«Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель!» Интересно, что эти слова, абсолютно согласные с учением Господа Иисуса, принадлежат не христианину. Даже более того — человеку, который, живя в эпоху первичного распространения христианства, так Евангелие и не принял. Речь об известном философе-стоике Эпиктете. Несмотря на указанное печальное обстоятельство, Эпиктет стал одним из любимых авторов многих святых отцов Церкви, цитировавших его высказывания для усиления проповеди учения Спасителя. Ведь в стоике-нехристианине они видели, прежде всего, союзника — того, кто всем сердцем искал истину и стремился ей соответствовать.

Апостол Павел, послание которого мы только что слышали, тоже любил цитировать античных мыслителей. Он был широко образованным человеком и активно использовал лучшие образцы языческой культуры в целях евангельской миссии. В особенности тогда, когда обращался к языческой в прошлом аудитории. Сегодняшнее чтение из второго послания к коринфянам вполне согласуется с тем, что писали Эпиктет и прочие стоики, ратовавшие за независимость человека от обстоятельств жизни. Однако Павел придаёт философским рассуждениям новую смысловую глубину. Апостол не просто призывает читателей к какой-то стойкости и непреклонности. Он всячески настаивает на том, что человеческая мудрость становится совершенной только в союзе Божественной благодатью.

Павел говорит в сегодняшнем послании о своих духовных исканиях. Апостол до обретения веры во Христа Спасителя был фарисеем — знатоком ветхозаветного учения и щепетильным его исполнителем. Но всю свою прежнюю праведность Павел без сожаления отверг, когда обрёл веру в Господа Иисуса. В лице Сына Божьего молодой фарисей увидел неисчерпаемую перспективу небесного совершенства, которое заключается не в исполнении человеческих предписаний, а в обретении удивительного опыта богоуподобления.

Апостол описывает ускользающую от земных определений реальность. Он говорит о том, что постоянно стремится достичь совершенства во Христе. Но оказавшись на новом уровне духовного развития, понимает, что по сравнению с совершенством Божиим по-прежнему остаётся в начале пути. Но не в смысле какого-то дурного бега на месте, а в смысле радостного ощущения, что, несмотря на то, сколько всего уже узнано, прочувствовано, сделано, ещё столько всего нового имеется впереди, и всё на самом деле только начинается!

Павел призывает читателей, как огня, бояться тех людей, которые пафосно рассуждают о собственном духовном величии, хвалятся имеющимися у них дарованиями. Если кто-то считает, что чего-то в духовной жизни достиг, это свидетельствует только об одном. О полнейшей катастрофе. Христос не просто так говорил о том, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобится ребёнку. Речь, конечно же, не про инфантильность, а про то самое обновляющееся ощущение новизны духовного переживания евангельской вести. Ребёнок видит красоту мира, чувствует его целостность, всем сердцем радуется малому, потому что видит в нём не часть чего-то, а достаточную меру для счастья. Совершенство для Павла состоит не в бурчании уставшей зрелости, а в вечно юном вдохновении соучастия в миссии Христовой. Или как пишет сам апостол: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Сердце Павла горело любовью к Богу так, что ему и крест был не страшен. Потому что он (крест) был частью пути к Царству Небесному.

В отношении же тех, кто остановился и начал считать себя в земном смысле совершенным, Павел (вполне соглашаясь с приведённой в начале цитатой Эпиктета) говорит следующее: «многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном». Пусть же, по молитвам святого апостола, минует нас эта печальная участь, и мы в плане духовной жизни окажемся мудры и трудолюбивы.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем