Флп., 245 зач., III, 8-19.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель!» Интересно, что эти слова, абсолютно согласные с учением Господа Иисуса, принадлежат не христианину. Даже более того — человеку, который, живя в эпоху первичного распространения христианства, так Евангелие и не принял. Речь об известном философе-стоике Эпиктете. Несмотря на указанное печальное обстоятельство, Эпиктет стал одним из любимых авторов многих святых отцов Церкви, цитировавших его высказывания для усиления проповеди учения Спасителя. Ведь в стоике-нехристианине они видели, прежде всего, союзника — того, кто всем сердцем искал истину и стремился ей соответствовать.
Апостол Павел, послание которого мы только что слышали, тоже любил цитировать античных мыслителей. Он был широко образованным человеком и активно использовал лучшие образцы языческой культуры в целях евангельской миссии. В особенности тогда, когда обращался к языческой в прошлом аудитории. Сегодняшнее чтение из второго послания к коринфянам вполне согласуется с тем, что писали Эпиктет и прочие стоики, ратовавшие за независимость человека от обстоятельств жизни. Однако Павел придаёт философским рассуждениям новую смысловую глубину. Апостол не просто призывает читателей к какой-то стойкости и непреклонности. Он всячески настаивает на том, что человеческая мудрость становится совершенной только в союзе Божественной благодатью.
Павел говорит в сегодняшнем послании о своих духовных исканиях. Апостол до обретения веры во Христа Спасителя был фарисеем — знатоком ветхозаветного учения и щепетильным его исполнителем. Но всю свою прежнюю праведность Павел без сожаления отверг, когда обрёл веру в Господа Иисуса. В лице Сына Божьего молодой фарисей увидел неисчерпаемую перспективу небесного совершенства, которое заключается не в исполнении человеческих предписаний, а в обретении удивительного опыта богоуподобления.
Апостол описывает ускользающую от земных определений реальность. Он говорит о том, что постоянно стремится достичь совершенства во Христе. Но оказавшись на новом уровне духовного развития, понимает, что по сравнению с совершенством Божиим по-прежнему остаётся в начале пути. Но не в смысле какого-то дурного бега на месте, а в смысле радостного ощущения, что, несмотря на то, сколько всего уже узнано, прочувствовано, сделано, ещё столько всего нового имеется впереди, и всё на самом деле только начинается!
Павел призывает читателей, как огня, бояться тех людей, которые пафосно рассуждают о собственном духовном величии, хвалятся имеющимися у них дарованиями. Если кто-то считает, что чего-то в духовной жизни достиг, это свидетельствует только об одном. О полнейшей катастрофе. Христос не просто так говорил о том, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобится ребёнку. Речь, конечно же, не про инфантильность, а про то самое обновляющееся ощущение новизны духовного переживания евангельской вести. Ребёнок видит красоту мира, чувствует его целостность, всем сердцем радуется малому, потому что видит в нём не часть чего-то, а достаточную меру для счастья. Совершенство для Павла состоит не в бурчании уставшей зрелости, а в вечно юном вдохновении соучастия в миссии Христовой. Или как пишет сам апостол: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Сердце Павла горело любовью к Богу так, что ему и крест был не страшен. Потому что он (крест) был частью пути к Царству Небесному.
В отношении же тех, кто остановился и начал считать себя в земном смысле совершенным, Павел (вполне соглашаясь с приведённой в начале цитатой Эпиктета) говорит следующее: «многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном». Пусть же, по молитвам святого апостола, минует нас эта печальная участь, и мы в плане духовной жизни окажемся мудры и трудолюбивы.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди