
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу было многое открыто Богом. Он обильно и неустанно делился тем, что получил, со всеми, с кем ему приходилось встречаться. Церковь Христова во многом унаследовала те мысли, которые впервые прозвучали из уст апостола, Церковь сделали их своими. Но относительно собственной жизни Павел многого не знал и не понимал. К примеру, ему было сложно бороться с собственной хронической болезнью, ему казалось, что он смог бы сделать больше, если бы был здоров. Но Бог не избавил апостола от болезни, ответом на молитву Павла были слова: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Апостол принял эти слова, но в какой степени он смог с ними согласиться — вопрос, на который не может быть ответа. Не знал Павел и времени своей кончины. Он мог лишь предполагать, а ожидал он ее если не ежеминутно, то ежедневно. Для такого ожидания были веские причины: находилось немало желающих причинить физический вред апостолу, а то и вовсе его устранить. Поэтому в каждом из его посланий можно найти слова, которые похожи на окончательное прощание и на духовное завещание. Послания к Филиппийцам — не исключение, в нем Павел тоже пишет о своей возможной скорой кончине, но в его словах нет страха или же отчаяния, напротив, они исполнены радости и оптимизма. Собственно, само слово «радость» в его кратких размышлениях о своей собственной возможной скорой кончине звучит четыре раза: «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне».
Как и любой другой психически здоровый человек, апостол не мог не бояться смерти. Мы знаем, что и Сам Господь Иисус Христос очень тяжело переживал накануне Своих Страданий и последующего Распятия. В самом факте смерти нет ничего, кроме бесконечного горя и бездны отчаяния. Но почему же тогда апостол пишет слова о радости?
Для этого у него есть две основных причины. Первая из них базируется на убежденности во всеобщем воскресении. А вторая имеет своей причиной те слова, которые апостол написал ранее, в этой же второй главе Послания к Филиппийцам: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Очевидно, что для Павла эти слова не были лишь той рекомендацией, которую он давал своей пастве, эти слова он в первую очередь обращал к себе, и вся его жизнь свидетельствует, что он смог их исполнить, он смог уподобиться Христу в своих чувствованиях, а поэтому он был готов стать жертвой за Христа так, как Сам Христос стал жертвой за все человечество.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема