
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
То, к чему сегодня призывает нас апостол Павел, на первый взгляд может показаться очень пафосным — и совершенно невыполнимым. Как в нас могут быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе? Он ведь — Воплощённый Сын Божий — а мы-то кто такие? Он — рождён Девой Марией от действия Духа Святого, а мы-то — совсем иного происхождения! Он — и умер, и воскрес в третий день — мы же всего лишь продолжаем тянуть лямку нашего земного бытия снова и снова. О чем же говорит апостол?
Перед нами — ещё один пример того, как много значит перевод, и как важно обращаться к первоисточникам. Церковнославянский текст ближе к греческому оригиналу передаёт смысл: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Речь, оказывается, идёт совсем не о том, чтобы мы «воображали», как и что переживал внутри Себя Христос Спаситель — это непостижимо. Говоря «в вас» — апостол говорит о христианской общине: между вами должны быть такие же мысли и чувства глубокого послушания и смирения, с какими Бог стал человеком. Он не пренебрёг взять на себя человеческую телесность и ограниченность, более того: прийти на землю не как великий и славный Царь мира — а словно бесправный и беззащитный раб. Этот очень сильный, пронзительный образ апостол использует для того, чтобы достичь поставленной цели: научить христиан не превозноситься друг перед другом, не ожидать почестей, не рассчитывать на благодарность и признание — что потом неизбежно приводит к расстройствам и разочарованиям. Апостол призывает к иному: ощутить свою причастность к величайшему во вселенной событию — смиренному служению Бога Своему творению — причём ощутить это не только умозрительно, но через практику доброго, бесконечно великодушного и кроткого отношения к окружающим. Нечем нам гордиться, когда Бог стал смертным человеком. Нечего нам требовать от окружающих, когда Бог разрешил приколотить Себя ко Кресту. Не на что нам обижаться, когда Он в предсмертной муке прощает Своих обидчиков и предателей.
Потому что только в такой слабости — являет себя сила Божия. Потому что только в таком самоумалении — появляются проблески Божественной славы. Потому что только в такой обнажённой беззащитности Бог способен достучаться до любой, даже наглухо заколоченной двери человеческого сердца.
«Преодоление кризисов в жизни». Священник Виталий Бровко, Ирина Матулис, Екатерина Каштанова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Виталий Бровко, многодетная мама Ирина Матулис и специалист по связям с общественностью Екатерина Каштанова размышляли о том, с какими кризисами сталкивается человек в жизни, и как Господь помогает их проходить.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Ключик в кудели

Фото: Sururi Ballıdağ Director / Pexels
Задумал один крестьянский парень жениться. И хотелось ему найти себе такую жену, чтоб и прясть, и ткать умела, и в стряпне толк понимала. Прослышали про это соседи и стали сватать за него свою ленивую дочку.
В воскресный день пригласили они парня к себе в усадьбу на смотрины. Сначала, как водится, хозяева усадили будущего жениха на лавку, поговорили о том, о сём, а после повели дом осматривать. Вошли в одну горницу, и видит он — стоит в углу прялка, на ней — кудель, то есть вычесанный и перевязанный для прядения пучок льна. За прялкой соседская дочка сидит — одной рукой из кудели вытягивает и скручивает нити, другой наматывает их на веретено.
— Как хорошо ваша дочка с прялкой ладит, — говорит жених.
— Другой такой трудолюбивой и старательной, как она, во всей деревне не найти, — отвечает хозяйка. — Уж так-то она у нас проворно прядёт! Никто не может за ней угнаться. Что и говорить, золотые ручки.
— Много у неё тут кудели, — заметил парень. — Небось, целую неделю надо, чтобы всю её напрясть.
— Может, кому и неделя понадобится, — похвалилась хозяйка, — а нашей дочке и одного дня на всю кудель хватает.
Подивился жених, однако ничего не сказал. Позвала мать девушку к столу, и та с такой неохотой от прялки оторвалась, как будто работа для неё — слаще мёда.
Вышли хозяева из горницы, а парень немного помедлил, взял с подоконника ключик от шкатулки и незаметно сунул его в кудель.
Накрыли хозяева на стол, усадили жениха, угостили, и снова стали свою дочку расхваливать. Уж такая она работящая, ни дня со своей прялкой не расстаётся.
Пришла пора парню домой собираться. Простился он с хозяевами и пообещал, что скоро опять придет. Хоть и по душе пришлась ему девушка, но всё же насчет обрученья он пока что ни словом не обмолвился.
Прошла неделя, и опять жених в гости к соседям явился. Приняли его теперь еще лучше. Не знали, куда усадить, чем потчевать. А потом сели за стол и завели разговор.
— Ну, что новенького у вас? — спрашивает парень.
— Да все вроде по-старому, — отвечает хозяйка. — Вот только у дочки ключ от шкатулочки пропал. Привыкла она целыми днями перед зеркалом сидеть, бусы и серьги примерять, а теперь совсем заскучала. Весь дом обыскали, никак ключика от шкатулки найти не можем.
Подошёл тогда жених к прялке, вытащил из кудели ключ и говорит:
— Теперь я и сам вижу, как проворно прядет ваша дочь. Да она целую неделю к прялке даже не подходила. Обмануть вы меня хотели, а я этого очень не люблю. Маленькая ложь за собой большую ведёт.
С этими словами надел жених шапку, да и был таков, и больше соседи его не видели.
(по мотивам норвежской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Благодарность за спасение. Храм Христа Спасителя в Борках

Осенью 1888 года император Александр III c супругой, детьми и приближёнными возвращался из Крыма в Санкт-Петербург по железной дороге. 17 октября в 14 часов 14 минут у станции Борки в Харьковской губернии царский поезд сошёл с рельсов. Десять из пятнадцати вагонов железнодорожного состава были полностью разрушены, а многие путешественники погибли или получили серьёзные раны, однако все члены императорской фамилии чудом уцелели. Они смогли выбраться из-под обломков вагона, в котором находились, и помогали пострадавшим.
В ту же ночь на станции был отслужен благодарственный молебен, а на следующий день все газетные заголовки страны сообщали о чудесном спасении государя и его семейства. Когда 19 октября императорская семья прибыла в Харьков, радостные горожане хлынули на улицы, чтобы увидеть царя. С таким же ликованием Александр III был встречен в Москве и Санкт-Петербурге, где не смолкало торжественное пение гимна «Боже, Царя храни».
Место крушения императорского поезда стало массово посещаться народом. Поэтому настоятель Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии архимандрит Герман (Клица) и харьковский архиепископ Амвросий (Ключарёв) решили устроить на месте аварии монашеский скит. В августе 1889 года в Борках был освящён первый деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А уже в 1891 году заложили каменный храм по проекту архитектора Роберта Марфельда. Спустя три года величественный собор во имя Христа Спасителя был освящён в присутствии императора Николая II, который тоже был в поезде в момент аварии. Храм возвели в неорусском стиле, с крытой галереей и большим золотым куполом. Звонницу украшала мозаика с изображением Христа. Недалеко от храма, прямо на железнодорожной насыпи, куда выбралась императорская семья после катастрофы, была выстроена часовня. Место крушения царского поезда стало центром паломничества. Не раз в устроенной обители бывали и члены императорской фамилии. В 1906 году Спасов Скит по решению Синода получил статус монастыря. При обители устроили музей, библиотеку и больницу, а в 1903 году открыли дом для инвалидов имени императора Александра III, в котором жили престарелые железнодорожники.
Существование обители было прервано революцией 1917 года. Советская власть закрыла монастырь, а многие монахи были убиты. В 1943 году во время Великой Отечественной войны храм Христа Спасителя и большинство монастырских построек были утрачены из-за боевых действий. Сильно пострадала, но сохранилась часовня у железнодорожной насыпи. Однако память о чудесном спасении царской семьи пережила советский период. Часовню восстановили в девяностые годы, а в 2013 году рядом открыли памятник императору Александру III. Величественный храм Христа Спасителя так и не был восстановлен, но память о нём хранят старинные газеты и фотокарточки.
Все выпуски программы Открываем историю