
Апостол Павел
Флп., 244 зач., III, 1-8.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Проповедь христианства апостолом Павлом совершалась в очень напряженной атмосфере. В какой-бы город он ни пришел, всегда ему встречались оппоненты в лице представителей иудейской религии. Если апостол учил, что к спасению призван всякий человек и оно зависит в первую очередь от благодати, которую Господь дал людям через Иисуса Христа, иудеи учили тому, что человек спасается, во-первых, обрезанием, во-вторых, исполнением многочисленных ритуальных предписаний. В буквальном смысле они ходили за апостолом по пятам, вступали с ним в споры и сеяли сомнения в душах его слушателей.
Сегодня мы услышали, как Павел в довольно резкой форме критикует их. Он напоминает им и всем своим слушателям факты собственной биографии. Он принадлежит к колену Вениамина, то есть, древнему еврейскому аристократическому роду, сам имеет обрезание, кроме того, посвящен во все тонкости фарисейского ритуального благочестия, поскольку долгое время был ревностным законником и даже преследовал христиан. И кому как не ему известно, что духовный опыт, который открылся ему во Христе, намного превосходит тот, которым обладают его сородичи. Поэтому он и говорит им, что надеяться на то, что вы становитесь ближе к Богу, единственно обрезав крайнюю плоть, а также исполняя формальные предписания закона, — это сор и тщета, то есть, напрасная суета, бессмысленный и бесполезный хлам. И он сам бы легко от этого отказался, поскольку это ни удаляет от Творца, ни приближает к Нему.
Этот момент настолько принципиален для Павла, что он даже называет своих оппонентов псами. В современной культуре собака — любимое домашнее животные и друг человека. Совсем иначе дело обстояло в еврейской традиции. «Не давайте святыни псам», — говорит Христос в Евангелии. И это не случайно. Собака считалась нечистым, скверным животным. В самой иудейской традиции псами называли язычников, которые слепы в своем безбожии и которым недоступно познание истины. То есть, апостол укоряет иудеев в том, что из-за своих представлений они лишают себя и своих последователей главного — полноты богообщения.
Не случайно эти слова апостола Павла содержатся в письме к христианской общине. Ведь идея о том, что с нашей духовной жизнью все в порядке, если мы соблюдаем формальные правила традиции, участвуем в ритуале, возлагаем на себя тяжелые аскетические подвиги, широко распространена и среди последователей Христа. Сегодня апостол говорит нам: по-настоящему своими для Бога становятся те, кто обрезал свое сердце, свой ум и саму свою жизнью. То есть, избавился от всего лишнего, наносного, греховного, что живет в нашей душе. Лишь в этом случае можно говорить о подлинной духовном совершенстве и о том, что мы в своем сердце приобретаем Христа Спасителя.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья