
Евр., 325 зач., X, 32-38.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение является частью большой речи, которая обращена к людям давно церковным, но духовно уже расслабившимся и даже забывающим заповеди. Апостол говорит о последствиях такого пути и призывает их вспомнить тот настрой, который был у них в период неофитства, в период новизны церковной жизни. Этот контекст помогает понять, почему это чтение читается во время поста. Ведь в первую очередь оно было обращено к тем, кто готовился ко крещению. В тот момент они были решительны и жертвенны, они готовы были идти за Христом. Однако рядом с собой видели очень разных христиан, не только горящих верой, но и еле тлеющих, и даже тех, чья вера угасла. Эти люди были для них большим искушением, ведь они тоже когда-то были воодушевлены верой, но в итоге не выдержали духовного подвига и скатились к самой банальной теплохладности.
Несмотря на то, что мы читаем этот отрывок сегодня, и оглашенных в наших храмах практически не встретишь, он оказывается чрезвычайно актуален. Сама ситуация очень похожа. Дело в том, что конец 80-х и все 90-е годы — это время прихода к вере такого количества людей, которое сопоставимо по масштабам с христианизацией Римской империи или с крещением Руси. И, естественно, как в любое время, есть как те, кто уже давно идёт по этому пути, так и те, кто только его начинают. Они находятся в одном пространстве, причем не только храмовом… В наши дни к этому пространству добавляется интернет, в котором одни пишут о своих удивительных и глубоких религиозных переживаниях, а другие перечисляют ужасные причины своего расцерковления.
Но что же апостол? К чему он призывает своих читателей? Причем как тех, кто претерпел неудачу, так и тех, кто только вступает на путь веры. Он хвалит их за подвиги, которые они проходили до этого, и говорит о том, что ориентироваться надо на хорошие примеры. И это очень верно. Много мы знали бы гениальных музыкантов или художников, если бы люди все время ориентировались на опыт неудач? Конечно, нет. Конечно, чужие ошибки надо учитывать, но лишь для того, чтобы их не совершить или минимизировать ущерб.
Чтобы рассуждения эти не казались голой теорией, можно вспомнить одну историю, которая произошла в древней церкви и оказывается актуальна уже в наше время. У одного из церковных историков есть рассказ о том, как в Александрии началась эпидемия смертельной болезни. Говоря об этом, он с радостью отмечает, что поведение христиан удивительным образом отличалось от поведения язычников. Ведь если последние бросали больных, выгоняли их из домов, даже отказывались хоронить трупы, боясь прикоснуться зараженному. Христиане ухаживали не только за болеющими единоверцами, они поддерживали заболевших язычников, хоронили умерших, не разбирая их веры.
Сегодня, когда в мире все говорят об очередной эпидемии, мы видим очень разное отношение к тем, кто заражен или даже только подозревается в этом. И, конечно же, мы понимаем, к какому поведению сподвигает нас доверие к Богу и любовь к ближнему. Что касается ошибок древних, они, конечно, были. Люди не знали элементарных правил гигиены и не учитывали их. Но мы-то сегодня вполне можем, соблюдая меры предосторожности, оставаться учениками Христовыми и служить людям. С самого начала христианство зарождалось не как теоретическая религия, но как жизнь перед лицом Божиим, жизнь исполненная жертвенности и любви. Мы все очень разные, все имеем свой радостный и печальный опыт, но главное, мы сами выбираем на какой опыт опереться. Перед нами есть образы замечательных святых и есть образы людей, потерпевших неудачу. Апостол призывает нас к тому, чтобы мы опирались на примеры праведной веры, к тому, чтобы мы помнили о своей надежде, помнили о той замечательной встрече, которую когда-то каждый из нас пережил.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер