Евр., 307 зач., III, 1-4.
1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
О значимости пророка и боговидца Моисея в израильской культуре и религии говорить очень непросто, потому что он был непререкаемым авторитетом, ссылка на Моисея прекращала любую дискуссию. В каком-то смысле, можно поставить знак равенства между Израилем как народом и Моисеем. Без Моисея нет Израиля. Так думали, так ощущали и так осознавали самих себя современники Христа Спасителя, равно как и современники апостола Павла. Одна из стоявших перед апостолом проблем была в том, чтобы своим братьям евреям доказать превосходство Христа над Моисеем. Апостол делает акцент на том, что Христос — Бог, а Моисей — великий и даже величайший, но пророк, который не обладал собственной силой и властью, все что он сказал и сделал — было от Бога. Бог поставил Моисея распорядителем в доме Израильском. Бог источник величия Моисея. Как, собственно, и любого другого человека.
Апостол Павел призывает уразуметь «Посланника и Первосвященника исповедания нашего». Если обратиться к греческому тексту, то там на месте слов «Посланника и Первосвященника» будет стоять не менее привычные нашему уху слова «Апостола и Архиерея». Здесь Павел называет Христа Апостолом, Посланником в том смысле, что Бог послал Христа для спасения людей. Уместно будет вспомнить слова Самого Христа, зафиксированные в Евангелии от Иоанна: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). То есть апостол Павел лишь напоминает своим адресатам о том, Кто есть Христос. Он Посланник, больший Моисея. Смысл же именования Христа Архиереем в этом апостольском отрывке виден из той же самой цитаты Евангелия от Иоанна: Христос ходатай перед Богом за людей. До Него ходатаем был брат Моисея и установитель ветхозаветного священства — Аарон. Второго, равного Христу, предстателя и ходатая нет, не было и быть не может. Он — Воплотившийся Бог, Он знает, что такое быть человеком, знает на Своем собственном опыте не только все возможные физические сложности, но знает и душу человека, Он Тот, Кто все испытал и пережил Сам. Он и только Он может свидетельствовать о всей многогранной сложности человеческой жизни, и Он же может нас понять и простить. Так, как понять другого может лишь тот, кто имеет схожий опыт и образ жизни. Том, кто не знает, что такое, к примеру, быть врачом, никогда не сможет в полной мере понять беды и радости людей, избравших для себя этот путь. Любая попытка проникнуть в суть проблемы будет только интеллектуальной, но не сердечной. Христос же стал Человеком, Он знает и понимает, а потому Его ходатайство перед Богом-Отцом — это не суд, а защита. Об этом призывает помнить апостол Павел в сегодняшнем кратком отрывке Послания к Евреям. Для народа Израиля это совершенно новые мысли, им необходимо было время и силы для того, чтобы поставить над Моисеем еще кого-то, особенно Того, Кого они знали и помнили, Кто жил среди них, Кто не был, в отличие от Моисея, в то время окружен ореолом многовековой славы и легенд.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.