
Евр., 307 зач., III, 1-4.
1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
О значимости пророка и боговидца Моисея в израильской культуре и религии говорить очень непросто, потому что он был непререкаемым авторитетом, ссылка на Моисея прекращала любую дискуссию. В каком-то смысле, можно поставить знак равенства между Израилем как народом и Моисеем. Без Моисея нет Израиля. Так думали, так ощущали и так осознавали самих себя современники Христа Спасителя, равно как и современники апостола Павла. Одна из стоявших перед апостолом проблем была в том, чтобы своим братьям евреям доказать превосходство Христа над Моисеем. Апостол делает акцент на том, что Христос — Бог, а Моисей — великий и даже величайший, но пророк, который не обладал собственной силой и властью, все что он сказал и сделал — было от Бога. Бог поставил Моисея распорядителем в доме Израильском. Бог источник величия Моисея. Как, собственно, и любого другого человека.
Апостол Павел призывает уразуметь «Посланника и Первосвященника исповедания нашего». Если обратиться к греческому тексту, то там на месте слов «Посланника и Первосвященника» будет стоять не менее привычные нашему уху слова «Апостола и Архиерея». Здесь Павел называет Христа Апостолом, Посланником в том смысле, что Бог послал Христа для спасения людей. Уместно будет вспомнить слова Самого Христа, зафиксированные в Евангелии от Иоанна: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). То есть апостол Павел лишь напоминает своим адресатам о том, Кто есть Христос. Он Посланник, больший Моисея. Смысл же именования Христа Архиереем в этом апостольском отрывке виден из той же самой цитаты Евангелия от Иоанна: Христос ходатай перед Богом за людей. До Него ходатаем был брат Моисея и установитель ветхозаветного священства — Аарон. Второго, равного Христу, предстателя и ходатая нет, не было и быть не может. Он — Воплотившийся Бог, Он знает, что такое быть человеком, знает на Своем собственном опыте не только все возможные физические сложности, но знает и душу человека, Он Тот, Кто все испытал и пережил Сам. Он и только Он может свидетельствовать о всей многогранной сложности человеческой жизни, и Он же может нас понять и простить. Так, как понять другого может лишь тот, кто имеет схожий опыт и образ жизни. Том, кто не знает, что такое, к примеру, быть врачом, никогда не сможет в полной мере понять беды и радости людей, избравших для себя этот путь. Любая попытка проникнуть в суть проблемы будет только интеллектуальной, но не сердечной. Христос же стал Человеком, Он знает и понимает, а потому Его ходатайство перед Богом-Отцом — это не суд, а защита. Об этом призывает помнить апостол Павел в сегодняшнем кратком отрывке Послания к Евреям. Для народа Израиля это совершенно новые мысли, им необходимо было время и силы для того, чтобы поставить над Моисеем еще кого-то, особенно Того, Кого они знали и помнили, Кто жил среди них, Кто не был, в отличие от Моисея, в то время окружен ореолом многовековой славы и легенд.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки