Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Евр., 307 зач., III, 1-4.

1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

О значимости пророка и боговидца Моисея в израильской культуре и религии говорить очень непросто, потому что он был непререкаемым авторитетом, ссылка на Моисея прекращала любую дискуссию. В каком-то смысле, можно поставить знак равенства между Израилем как народом и Моисеем. Без Моисея нет Израиля. Так думали, так ощущали и так осознавали самих себя современники Христа Спасителя, равно как и современники апостола Павла. Одна из стоявших перед апостолом проблем была в том, чтобы своим братьям евреям доказать превосходство Христа над Моисеем. Апостол делает акцент на том, что Христос — Бог, а Моисей — великий и даже величайший, но пророк, который не обладал собственной силой и властью, все что он сказал и сделал — было от Бога. Бог поставил Моисея распорядителем в доме Израильском. Бог источник величия Моисея. Как, собственно, и любого другого человека.

Апостол Павел призывает уразуметь «Посланника и Первосвященника исповедания нашего». Если обратиться к греческому тексту, то там на месте слов «Посланника и Первосвященника» будет стоять не менее привычные нашему уху слова «Апостола и Архиерея». Здесь Павел называет Христа Апостолом, Посланником в том смысле, что Бог послал Христа для спасения людей. Уместно будет вспомнить слова Самого Христа, зафиксированные в Евангелии от Иоанна: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). То есть апостол Павел лишь напоминает своим адресатам о том, Кто есть Христос. Он Посланник, больший Моисея. Смысл же именования Христа Архиереем в этом апостольском отрывке виден из той же самой цитаты Евангелия от Иоанна: Христос ходатай перед Богом за людей. До Него ходатаем был брат Моисея и установитель ветхозаветного священства — Аарон. Второго, равного Христу, предстателя и ходатая нет, не было и быть не может. Он — Воплотившийся Бог, Он знает, что такое быть человеком, знает на Своем собственном опыте не только все возможные физические сложности, но знает и душу человека, Он Тот, Кто все испытал и пережил Сам. Он и только Он может свидетельствовать о всей многогранной сложности человеческой жизни, и Он же может нас понять и простить. Так, как понять другого может лишь тот, кто имеет схожий опыт и образ жизни. Том, кто не знает, что такое, к примеру, быть врачом, никогда не сможет в полной мере понять беды и радости людей, избравших для себя этот путь. Любая попытка проникнуть в суть проблемы будет только интеллектуальной, но не сердечной. Христос же стал Человеком, Он знает и понимает, а потому Его ходатайство перед Богом-Отцом — это не суд, а защита. Об этом призывает помнить апостол Павел в сегодняшнем кратком отрывке Послания к Евреям. Для народа Израиля это совершенно новые мысли, им необходимо было время и силы для того, чтобы поставить над Моисеем еще кого-то, особенно Того, Кого они знали и помнили, Кто жил среди них, Кто не был, в отличие от Моисея, в то время окружен ореолом многовековой славы и легенд.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем