
Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к теме, которая была очень характерна еще для пророческих писаний Ветхого Завета. Он будто бы отвечает на вопрос: каков Бог, в которого он призывает верить, и каково место человека в Его замысле. Обращаясь к братьям по вере, он подчеркивает исключительную высоту, на которой находится Сын Божий, пришедший спасти людей, ведь Он не сравним не только с людьми, но и с ангелами. Весь мир для Него как декорация и Он свернет его как ризу, то есть как одежду, и мир изменится и обновится. Но Бог останется тем же, и лета Его не кончатся. Может показаться, что это просто еще одна прекрасная иллюстрация того, что мир преходящ… Но дело не только в этом. Нам свойственно обращать внимание на мир, потому что он нас непосредственно касается, но если мы верим в Бога, для нас важна не столько изменчивость мира, для нас оказывается важна неизменность Того, Кто его сотворил. И это очень важная и радостная весть: весь мир меняется и ветшает, но Бог Тот же. Он Тот же, Кто спас Ноя в ковчеге, Тот же, Кто заключил завет с Авраамом, Тот же, Кто дал заповеди Моисею… Наконец, Тот же, Кто пришел, чтобы спасти нас, Кто исцелял расслабленных, слепых и хромых, Кто дал нам заповедь о любви и исполнил ее Сам взойдя на крест.
Это значит, что все, о чем рассказывает Евангелие, относится не только к началу первого века, не только к тем людям, которым очень повезло, что они родились в то время и видели Христа, но и к нам, которым кажется, что мы заброшены в этот мир, который Бог как будто бы забыл.
Однако в тексте, который говорит нам об изменчивости мира, который можно свернуть как одежду и отложить в сторону, кроется еще одна идея, ведь сказанное не относится к людям. Это значит, что они часть мира, но к миру не сводятся. Их не не сложишь и не уберешь куда-то в далекий шкаф, или просто не уничтожишь, не аннигилируешь. Да, вокруг нас огромный мир живой, и тем более неживой природы. И мы смотрим на все эти звезды и галактики, и понимаем, что по сравнению с ними, любой самый простой человек, который внешне ничего из себя не представляет, для Бога важнее, чем вся эта вселенная, ведь она сотворена таких как он.
Кто-то от таких слов может смутиться и подумать, что это какой-то верх самовлюбленности человека: думать, что мир сотворен для него. И все же эта идея на самом деле приводит не к самовозвеличиванию, но к пониманию своей ответственности и своего места в мире. Мысль о том, насколько мы ценны в глазах Божиих, насколько каждый из нас важен и любим, позволяет нам воспрянуть духом, посмотреть на участников священной истории, как на тех, кто идет с нами рядом и понять, что раз Бог Тот же и так же меня любит, я должен быть таким же как они, с такой же искренностью и решимостью должен следовать за Ним.
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема