Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Евр., 315 зач., VII, 1-6.

Глава 7.

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,

которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,

3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении апостол Павел возвращает нас к истории, которая описана Моисеем в четырнадцатой главе книги Бытия. Спасая из плена своего племянника Лота, праотец Авраам победил врагов и возвращался с битвы. Ему навстречу вышел Мелхиседек, царь города Салим — священник, почитающий истинного Бога. Он благословил Авраама и дал ему хлеб и вино, а Авраам в ответ дал ему десятую часть того, что получил как победитель. Для иудеев, которые очень почитали праотца Авраама, Мелхиседек был загадочной фигурой, ведь все понимали: если обычно старший благословляет младшего, а Мелхиседек благословил Авраама, а через Авраама и его сына Левия, который был родоначальником всех священников, значит священство Мелхиседека выше ветхозаветного священства.

Но что такое вообще священство и почему для апостола Павла так важно напомнить иудеям о Мелхиседеке? Слово «святой» означало в Ветхом Завете отделённый для Бога или посвящённый Богу, связанный с Ним. Так могли называться предметы в храме, сам храм, человек или даже народ. Священником же назывался тот, кто эту связь поддерживал. Он приносил жертвы, молился и наставлял людей на праведный путь, чтобы народ принадлежал Богу не только формально, но самой своей жизнью. Всё это иудеям было известно и именно поэтому они почитали священство из колена Левитов.

Но вот перед ними тот, кто выше Авраама, кто благословляет его и получает от него десятину. Что о нём известно? Апостол уточняет, что имя Мелхиседек переводится как «царь праведности», а выражение «царь Салима», как «царь мира». То есть, если есть в мире Праведник с большой буквы — это царь праведности Мелхиседек. И если есть кто-то, кто воплощает к себе мирный дух, — это Он же, царь Салима. И далее апостол говорит иудеям: вы решили, что священство Левия и всё, что с ним связано, спасает? Но вот ваш же праотец Авраам, а через него и всё колено левитов, получили благословение от Мелхиседека. И это значит, что священство, пошедшее от Левия — не единственное, и существует священство большее. Всё это нужно апостолу не просто так, и он говорит это совсем не для того, чтобы дискутировать об образе древнего царя и священника. Он вспоминает о Мелхиседеке для того, чтобы от его образа перейти к образу Христа. Ведь если Мелхиседек не связан с Левием, а священство его признано, значит священство Христа и Его жертва на кресте вполне подлинна и реальна, потому что Он священник по чину Мелхиседека. Как и его, Христа можно назвать царём праведности и царем мира, потому что именно Он приносит их в нашу жизнь.

Да, интересный богословский вопрос, — скажет кто-нибудь, — но причём тут мы, люди XXI века? Чем же слова апостола Павла могут быть значимы для нас? Мы сможем ответить на этот вопрос, если задумаемся над тем: какие пути видит перед собой человек, думающий о Боге сегодня? И окажется, что самые разные, потому что в сознании современного человека одного правильного пути уже давно не существует. А уж если речь заходит о священстве, верующим припоминают всё, что только можно сказать о нём плохого. Однако происходит это от непонимания того, что современное институциональное священство — лишь образ священства Христова и каждый из священников призван являть в священстве не свой, но Его образ. На самом деле, в Церкви есть только один Священник в подлинном смысле слова, есть один посредник между Богом и людьми — это Иисус Христос. Именно через Него и в Нём мы обретаем связь с Творцом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем