
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел возвращает нас к истории, которая описана Моисеем в четырнадцатой главе книги Бытия. Спасая из плена своего племянника Лота, праотец Авраам победил врагов и возвращался с битвы. Ему навстречу вышел Мелхиседек, царь города Салим — священник, почитающий истинного Бога. Он благословил Авраама и дал ему хлеб и вино, а Авраам в ответ дал ему десятую часть того, что получил как победитель. Для иудеев, которые очень почитали праотца Авраама, Мелхиседек был загадочной фигурой, ведь все понимали: если обычно старший благословляет младшего, а Мелхиседек благословил Авраама, а через Авраама и его сына Левия, который был родоначальником всех священников, значит священство Мелхиседека выше ветхозаветного священства.
Но что такое вообще священство и почему для апостола Павла так важно напомнить иудеям о Мелхиседеке? Слово «святой» означало в Ветхом Завете отделённый для Бога или посвящённый Богу, связанный с Ним. Так могли называться предметы в храме, сам храм, человек или даже народ. Священником же назывался тот, кто эту связь поддерживал. Он приносил жертвы, молился и наставлял людей на праведный путь, чтобы народ принадлежал Богу не только формально, но самой своей жизнью. Всё это иудеям было известно и именно поэтому они почитали священство из колена Левитов.
Но вот перед ними тот, кто выше Авраама, кто благословляет его и получает от него десятину. Что о нём известно? Апостол уточняет, что имя Мелхиседек переводится как «царь праведности», а выражение «царь Салима», как «царь мира». То есть, если есть в мире Праведник с большой буквы — это царь праведности Мелхиседек. И если есть кто-то, кто воплощает к себе мирный дух, — это Он же, царь Салима. И далее апостол говорит иудеям: вы решили, что священство Левия и всё, что с ним связано, спасает? Но вот ваш же праотец Авраам, а через него и всё колено левитов, получили благословение от Мелхиседека. И это значит, что священство, пошедшее от Левия — не единственное, и существует священство большее. Всё это нужно апостолу не просто так, и он говорит это совсем не для того, чтобы дискутировать об образе древнего царя и священника. Он вспоминает о Мелхиседеке для того, чтобы от его образа перейти к образу Христа. Ведь если Мелхиседек не связан с Левием, а священство его признано, значит священство Христа и Его жертва на кресте вполне подлинна и реальна, потому что Он священник по чину Мелхиседека. Как и его, Христа можно назвать царём праведности и царем мира, потому что именно Он приносит их в нашу жизнь.
Да, интересный богословский вопрос, — скажет кто-нибудь, — но причём тут мы, люди XXI века? Чем же слова апостола Павла могут быть значимы для нас? Мы сможем ответить на этот вопрос, если задумаемся над тем: какие пути видит перед собой человек, думающий о Боге сегодня? И окажется, что самые разные, потому что в сознании современного человека одного правильного пути уже давно не существует. А уж если речь заходит о священстве, верующим припоминают всё, что только можно сказать о нём плохого. Однако происходит это от непонимания того, что современное институциональное священство — лишь образ священства Христова и каждый из священников призван являть в священстве не свой, но Его образ. На самом деле, в Церкви есть только один Священник в подлинном смысле слова, есть один посредник между Богом и людьми — это Иисус Христос. Именно через Него и в Нём мы обретаем связь с Творцом.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.