Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел возвращает нас к истории, которая описана Моисеем в четырнадцатой главе книги Бытия. Спасая из плена своего племянника Лота, праотец Авраам победил врагов и возвращался с битвы. Ему навстречу вышел Мелхиседек, царь города Салим — священник, почитающий истинного Бога. Он благословил Авраама и дал ему хлеб и вино, а Авраам в ответ дал ему десятую часть того, что получил как победитель. Для иудеев, которые очень почитали праотца Авраама, Мелхиседек был загадочной фигурой, ведь все понимали: если обычно старший благословляет младшего, а Мелхиседек благословил Авраама, а через Авраама и его сына Левия, который был родоначальником всех священников, значит священство Мелхиседека выше ветхозаветного священства.
Но что такое вообще священство и почему для апостола Павла так важно напомнить иудеям о Мелхиседеке? Слово «святой» означало в Ветхом Завете отделённый для Бога или посвящённый Богу, связанный с Ним. Так могли называться предметы в храме, сам храм, человек или даже народ. Священником же назывался тот, кто эту связь поддерживал. Он приносил жертвы, молился и наставлял людей на праведный путь, чтобы народ принадлежал Богу не только формально, но самой своей жизнью. Всё это иудеям было известно и именно поэтому они почитали священство из колена Левитов.
Но вот перед ними тот, кто выше Авраама, кто благословляет его и получает от него десятину. Что о нём известно? Апостол уточняет, что имя Мелхиседек переводится как «царь праведности», а выражение «царь Салима», как «царь мира». То есть, если есть в мире Праведник с большой буквы — это царь праведности Мелхиседек. И если есть кто-то, кто воплощает к себе мирный дух, — это Он же, царь Салима. И далее апостол говорит иудеям: вы решили, что священство Левия и всё, что с ним связано, спасает? Но вот ваш же праотец Авраам, а через него и всё колено левитов, получили благословение от Мелхиседека. И это значит, что священство, пошедшее от Левия — не единственное, и существует священство большее. Всё это нужно апостолу не просто так, и он говорит это совсем не для того, чтобы дискутировать об образе древнего царя и священника. Он вспоминает о Мелхиседеке для того, чтобы от его образа перейти к образу Христа. Ведь если Мелхиседек не связан с Левием, а священство его признано, значит священство Христа и Его жертва на кресте вполне подлинна и реальна, потому что Он священник по чину Мелхиседека. Как и его, Христа можно назвать царём праведности и царем мира, потому что именно Он приносит их в нашу жизнь.
Да, интересный богословский вопрос, — скажет кто-нибудь, — но причём тут мы, люди XXI века? Чем же слова апостола Павла могут быть значимы для нас? Мы сможем ответить на этот вопрос, если задумаемся над тем: какие пути видит перед собой человек, думающий о Боге сегодня? И окажется, что самые разные, потому что в сознании современного человека одного правильного пути уже давно не существует. А уж если речь заходит о священстве, верующим припоминают всё, что только можно сказать о нём плохого. Однако происходит это от непонимания того, что современное институциональное священство — лишь образ священства Христова и каждый из священников призван являть в священстве не свой, но Его образ. На самом деле, в Церкви есть только один Священник в подлинном смысле слова, есть один посредник между Богом и людьми — это Иисус Христос. Именно через Него и в Нём мы обретаем связь с Творцом.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час