Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Важнейшая мысль послания апостола Павла к Евреям заключается в том, что Иисус есть истинный Мессия или по-гречески Христос, который пришёл для нашего спасения. Апостол сравнивает раскрытие Божьего замысла о мире со строительством дома, или, как принято говорить, с домостроительством Божиим. Бог любит мир, замысел Господа очень возвышенный и величественный, и это предполагает Его постоянную заботу о мире. Люди, для которых создан мир, довольно часто идут в противоположную от Бога сторону — тому подтверждение: грехопадение Адама и Евы, жизнь человечества перед всемирным потопом, история гибели городов Содома и Гоморры, нежелание евреев уходить из Египта, несмотря на призыв пророка Моисея, и многое другое. Но как сохранить верность замыслу Божьему, если нельзя навязывать его насильно? Бог сделал это следующим образом: Он открывал его отдельным людям, для того чтобы они могли принять его точку зрения и уже затем словом или делом сообщить о нём другим. При этом они воспринимались как Божии слуги, друзья или соработники в деле исполнения Его замысла. Так, Авраам называется в Писании другом Божиим. При этом он просто живёт так, как говорит Ему Бог, оказываясь примером для ближних. Моисей же, не только сам откликнулся на Божий призыв, но и стал пророком Божиим, возвещал людям Его волю. Сегодняшнее чтение начинается с его упоминания именно потому, что он первым не просто сделал Божий замысел нормой своей жизни, но и призвал к этому других. Апостол говорит, что он был верным служителем и свидетельствовал о том, что должно было быть передано от Бога остальным людям. Апостол совершенно не случайно упоминает Моисея как слугу Божьего. Конечно, первым, кто исторически сотворён для этой роли, — был Адам. Ему и его жене Еве мир был дан во владение для того, чтобы они возделывали и хранили его. Но в первую очередь они должны были возделывать и хранить себя. Ведь не они были созданы для мира, а мир был создан для них. Неслучайно апостол, говоря о строительстве Божьего дома говорит совершенно потрясающую вещь: он называет домом Божьим людей. И вот Адам отказался от этого пути, Ной и Авраам согласились на него, но это был их личный выбор, их подвиг в мире, полном зла и неправды. Моисей же пришёл к людям и призвал их стать народом Божиим, тем живым домом, в котором Бог сможет жить. Жить в сердцах людей, объединённых верой в Него и любовью к Нему. Именно поэтому апостол пишет о Христе, что Он как Сын в Доме Божьем, как Тот, Кто явил нам Отца. В Его лице Бог пришёл в Свой дом, чтобы жить среди людей.
Но кто эти люди? Апостол Павел пишет: что это мы. Все мы, кто согласился участвовать в Божием строительстве. Впрочем, важно не только согласие. Он указывает на два условия: важно сохранить дерзновение и надежду. И это очень необычно. Мы привыкли к другим призывам: покаяние, смирение, исправление жизни. Апостол, как мы знаем, пишет и об этом, в других отрывках. Но в чём же ценность смелости, соединённой с надеждой? Очень просто. Речь ведь идёт о том, чтобы быть живым домом Божиим, быть одним телом со Христом... И здесь без дерзновения и надежды не обойтись никак.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час