
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Важнейшая мысль послания апостола Павла к Евреям заключается в том, что Иисус есть истинный Мессия или по-гречески Христос, который пришёл для нашего спасения. Апостол сравнивает раскрытие Божьего замысла о мире со строительством дома, или, как принято говорить, с домостроительством Божиим. Бог любит мир, замысел Господа очень возвышенный и величественный, и это предполагает Его постоянную заботу о мире. Люди, для которых создан мир, довольно часто идут в противоположную от Бога сторону — тому подтверждение: грехопадение Адама и Евы, жизнь человечества перед всемирным потопом, история гибели городов Содома и Гоморры, нежелание евреев уходить из Египта, несмотря на призыв пророка Моисея, и многое другое. Но как сохранить верность замыслу Божьему, если нельзя навязывать его насильно? Бог сделал это следующим образом: Он открывал его отдельным людям, для того чтобы они могли принять его точку зрения и уже затем словом или делом сообщить о нём другим. При этом они воспринимались как Божии слуги, друзья или соработники в деле исполнения Его замысла. Так, Авраам называется в Писании другом Божиим. При этом он просто живёт так, как говорит Ему Бог, оказываясь примером для ближних. Моисей же, не только сам откликнулся на Божий призыв, но и стал пророком Божиим, возвещал людям Его волю. Сегодняшнее чтение начинается с его упоминания именно потому, что он первым не просто сделал Божий замысел нормой своей жизни, но и призвал к этому других. Апостол говорит, что он был верным служителем и свидетельствовал о том, что должно было быть передано от Бога остальным людям. Апостол совершенно не случайно упоминает Моисея как слугу Божьего. Конечно, первым, кто исторически сотворён для этой роли, — был Адам. Ему и его жене Еве мир был дан во владение для того, чтобы они возделывали и хранили его. Но в первую очередь они должны были возделывать и хранить себя. Ведь не они были созданы для мира, а мир был создан для них. Неслучайно апостол, говоря о строительстве Божьего дома говорит совершенно потрясающую вещь: он называет домом Божьим людей. И вот Адам отказался от этого пути, Ной и Авраам согласились на него, но это был их личный выбор, их подвиг в мире, полном зла и неправды. Моисей же пришёл к людям и призвал их стать народом Божиим, тем живым домом, в котором Бог сможет жить. Жить в сердцах людей, объединённых верой в Него и любовью к Нему. Именно поэтому апостол пишет о Христе, что Он как Сын в Доме Божьем, как Тот, Кто явил нам Отца. В Его лице Бог пришёл в Свой дом, чтобы жить среди людей.
Но кто эти люди? Апостол Павел пишет: что это мы. Все мы, кто согласился участвовать в Божием строительстве. Впрочем, важно не только согласие. Он указывает на два условия: важно сохранить дерзновение и надежду. И это очень необычно. Мы привыкли к другим призывам: покаяние, смирение, исправление жизни. Апостол, как мы знаем, пишет и об этом, в других отрывках. Но в чём же ценность смелости, соединённой с надеждой? Очень просто. Речь ведь идёт о том, чтобы быть живым домом Божиим, быть одним телом со Христом... И здесь без дерзновения и надежды не обойтись никак.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







