Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Евр., 322 зач., IX, 24-28.

Глава 9.

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,

25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;

26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,

28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим слова апостола о жертве Христовой, которая была принесена ради очищения греха всего мира. Верующие люди давно привыкли к подобным фразам и им обычно кажется, что они вполне понимают, что именно имеется в виду. В свою очередь люди неверующие, на подобные выражения обычно не обращают внимания, они кажутся им сугубо богословскими, не имеющими какого-то практического смысла.

На самом деле этот текст совмещает в себе глубокий богословский смысл с практическими выводами.

Прежде всего надо понять, что автор обращается к людям еврейской, ветхозаветной культуры. Их отношения с Богом были, с одной стороны, очень личными и глубокими, из-за чего в пророческой литературе они часто сравнивались с браком. С другой стороны, необходимость исполнять закон и приносить жертвы вносили в их отношения оттенки юридического характера.

Грех как нарушение норм тварного мира ведёт за собой смерть. Однако были грехи, за которые можно было принести жертву, как бы перенеся вину на неё, искупив поступок кровью животного. Кроме того, были жертвы, предполагавшие искупление грехов всего народа. Так или иначе, нравственный смысл этих жертв был в том, что люди, которые не могли не совершать грехов, по крайней мере признавали себя виновными, обращались к Богу с просьбой о прощении и, видя смерть животного, должны были с большей решимостью отказываться от греховной жизни. Конечно, израильское общество постепенно очищалось, но, ни отдельный человек, ни тем более весь израильский народ не был способен очиститься от грехов и вернуться на путь послушания Богу. Обычным священникам приходилось постоянно совершать жертвы, потому что они хотя бы в какой-то мере поддерживали народ в должных отношениях с Творцом.

Однако Христос приходит не так, как приходят земные священники. В отличие от них, Он безгрешен. Как новый Адам, Спаситель не имеет в себе греховной болезни и призван проявить послушание, которого не проявил Адам. Его жизнь и самое главное — смерть на кресте — была жертвой, совершённой ради спасения людей. Он как истинный священник совершает космическую жертву, последствия которой сказываются не на одном человеке, но на всём мире. Суть же её в том, что, если к смерти приводит грех, значит, безгрешный не должен умирать. Если же Он умирает, логика греха и смерти оказывается нарушена, она сработала бы на человеке грешном, но Христос — Богочеловек и безгрешен. Таким образом грех как причина смерти оказывается посрамлён и уничтожен. Он продолжает существовать в жизни людей, но перестаёт быть законом для всего мира.

И всё же все эти вещи кажутся сугубо догматическими. Могут ли они быть важны в нашей личной жизни?

Конечно. Ведь в этой жертве торжествует правда Божия о человеке. Никто из людей не мог быть праведен и все были подчинены греху и смерти. Однако Христос живёт в послушании Отцу и указывает нам на возможность такой же жизни. Естественно, мы не можем жить так сами по себе, но только если входим в завет с Ним. Наша жизнь не становится совершенной, но всё же находясь в общении со Христом, мы призваны вести её по новым правилам, не как рабы греха, но как те, кто имеет возможность освободиться от него.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем