
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 314 зач., VI, 13-20.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим размышление апостола о договоре Бога с Авраамом. Сам факт этого договора не удивителен, ведь мы привыкли к мысли, что Бог и человек могут вступать в общение и находиться в диалоге. Но с чего мы это взяли? Кто рассказал нам об этом? Ответ прост: Библия. Именно в ней миру открыта не просто идея Бога, которая известна многим народам. В ней Бог творит человека сообразным Себе, любит его, заботится о нём, воспринимает его всерьёз.
Одним из достижений нового времени считается идея свободы. Мы часто говорим о ней, называем её одной из фундаментальных ценностей. При этом практически все мы друг от друга зависим и друг на друга рассчитываем. На этом условном общественном договоре основывается чувство безопасности, без которого человек просто не может жить счастливо. Мир вокруг нас должен быть предсказуем. И в первую очередь мир человеческих отношений. Однако даже самого поверхностного взгляда на историю достаточно, чтобы понять, что все наши общественные договоры рушатся и не выдерживают никакой проверки временем. Одни разрушаются, другие создаются... Люди начала двадцатого века считали себя очень гуманными, и мы знаем, чем этот век был наполнен. И надо быть очень наивным, чтобы поверить, что люди в начале двадцать первого века в нравственном отношении стали другими. Судя по всему, о человеке мы гарантированно и точно знаем лишь то, что он в своих решениях и словах не гарантирован и неточен.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим очень важные слова: Бог удостоверяет Авраама в непреложности Своей воли. Апостол обращается к древнему сюжету с праотцом Авраамом, который находится практически в начале библейской истории, чтобы показать, что Бог в своём отношении к человеку неизменен. Всё библейское повествование наполнено историями измен и отпадений, но Бог в своём отношении Тот же.
Сегодня, когда черты привычного мира меняются и люди снова и снова задают себе вопрос: есть ли в мире кто-нибудь, на кого действительно можно надеяться, рассказ апостола оказывается очень важным. Клятва Божия относится не только к Аврааму, но и ко всем тем, кто готов продолжить традицию доверительных и близких отношений с Творцом. Правда, из истории мы знаем, что жизнь Авраама стала простой и беззаботной... Да и апостол говорит, что Авраам был долготерпелив и лишь поэтому получил обещанное.
Но как же иначе? Ведь если ты поверил Богу, а мир продолжает жить по своим правилам, тебе очевидно будет непросто. Но осознание того, что Бог на твоей стороне, что происходящее — не череда случайностей, и Он о тебе помнит, позволит не потерять надежду в любые времена. Она становится для нас якорем, надёжным и крепким, который удерживает корабль нашей жизни от того, чтобы он подчинился стихиям, царящим в мире сем.
Правда, если на этом мы успокоимся, это будет значить, что самого главного в замысле Божием мы не поняли. Ведь Он приходит в нашу жизнь и благословляет её не только ради нашего благополучия, но ради спасения всех, кто нас окружает. Это значит, что, обретя опору в Боге, своим внутренним спокойствием, своим доверием Ему мы должны стать опорой для слабых, для всех тех, кто отчаивается и унывает. Мы не можем гарантировать мира на земле, но обретая опыт мира внутреннего, мы должны открывать его другим.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов