
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 314 зач., VI, 13-20.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим размышление апостола о договоре Бога с Авраамом. Сам факт этого договора не удивителен, ведь мы привыкли к мысли, что Бог и человек могут вступать в общение и находиться в диалоге. Но с чего мы это взяли? Кто рассказал нам об этом? Ответ прост: Библия. Именно в ней миру открыта не просто идея Бога, которая известна многим народам. В ней Бог творит человека сообразным Себе, любит его, заботится о нём, воспринимает его всерьёз.
Одним из достижений нового времени считается идея свободы. Мы часто говорим о ней, называем её одной из фундаментальных ценностей. При этом практически все мы друг от друга зависим и друг на друга рассчитываем. На этом условном общественном договоре основывается чувство безопасности, без которого человек просто не может жить счастливо. Мир вокруг нас должен быть предсказуем. И в первую очередь мир человеческих отношений. Однако даже самого поверхностного взгляда на историю достаточно, чтобы понять, что все наши общественные договоры рушатся и не выдерживают никакой проверки временем. Одни разрушаются, другие создаются... Люди начала двадцатого века считали себя очень гуманными, и мы знаем, чем этот век был наполнен. И надо быть очень наивным, чтобы поверить, что люди в начале двадцать первого века в нравственном отношении стали другими. Судя по всему, о человеке мы гарантированно и точно знаем лишь то, что он в своих решениях и словах не гарантирован и неточен.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим очень важные слова: Бог удостоверяет Авраама в непреложности Своей воли. Апостол обращается к древнему сюжету с праотцом Авраамом, который находится практически в начале библейской истории, чтобы показать, что Бог в своём отношении к человеку неизменен. Всё библейское повествование наполнено историями измен и отпадений, но Бог в своём отношении Тот же.
Сегодня, когда черты привычного мира меняются и люди снова и снова задают себе вопрос: есть ли в мире кто-нибудь, на кого действительно можно надеяться, рассказ апостола оказывается очень важным. Клятва Божия относится не только к Аврааму, но и ко всем тем, кто готов продолжить традицию доверительных и близких отношений с Творцом. Правда, из истории мы знаем, что жизнь Авраама стала простой и беззаботной... Да и апостол говорит, что Авраам был долготерпелив и лишь поэтому получил обещанное.
Но как же иначе? Ведь если ты поверил Богу, а мир продолжает жить по своим правилам, тебе очевидно будет непросто. Но осознание того, что Бог на твоей стороне, что происходящее — не череда случайностей, и Он о тебе помнит, позволит не потерять надежду в любые времена. Она становится для нас якорем, надёжным и крепким, который удерживает корабль нашей жизни от того, чтобы он подчинился стихиям, царящим в мире сем.
Правда, если на этом мы успокоимся, это будет значить, что самого главного в замысле Божием мы не поняли. Ведь Он приходит в нашу жизнь и благословляет её не только ради нашего благополучия, но ради спасения всех, кто нас окружает. Это значит, что, обретя опору в Боге, своим внутренним спокойствием, своим доверием Ему мы должны стать опорой для слабых, для всех тех, кто отчаивается и унывает. Мы не можем гарантировать мира на земле, но обретая опыт мира внутреннего, мы должны открывать его другим.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов