
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 314 зач., VI, 13-20.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим размышление апостола о договоре Бога с Авраамом. Сам факт этого договора не удивителен, ведь мы привыкли к мысли, что Бог и человек могут вступать в общение и находиться в диалоге. Но с чего мы это взяли? Кто рассказал нам об этом? Ответ прост: Библия. Именно в ней миру открыта не просто идея Бога, которая известна многим народам. В ней Бог творит человека сообразным Себе, любит его, заботится о нём, воспринимает его всерьёз.
Одним из достижений нового времени считается идея свободы. Мы часто говорим о ней, называем её одной из фундаментальных ценностей. При этом практически все мы друг от друга зависим и друг на друга рассчитываем. На этом условном общественном договоре основывается чувство безопасности, без которого человек просто не может жить счастливо. Мир вокруг нас должен быть предсказуем. И в первую очередь мир человеческих отношений. Однако даже самого поверхностного взгляда на историю достаточно, чтобы понять, что все наши общественные договоры рушатся и не выдерживают никакой проверки временем. Одни разрушаются, другие создаются... Люди начала двадцатого века считали себя очень гуманными, и мы знаем, чем этот век был наполнен. И надо быть очень наивным, чтобы поверить, что люди в начале двадцать первого века в нравственном отношении стали другими. Судя по всему, о человеке мы гарантированно и точно знаем лишь то, что он в своих решениях и словах не гарантирован и неточен.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим очень важные слова: Бог удостоверяет Авраама в непреложности Своей воли. Апостол обращается к древнему сюжету с праотцом Авраамом, который находится практически в начале библейской истории, чтобы показать, что Бог в своём отношении к человеку неизменен. Всё библейское повествование наполнено историями измен и отпадений, но Бог в своём отношении Тот же.
Сегодня, когда черты привычного мира меняются и люди снова и снова задают себе вопрос: есть ли в мире кто-нибудь, на кого действительно можно надеяться, рассказ апостола оказывается очень важным. Клятва Божия относится не только к Аврааму, но и ко всем тем, кто готов продолжить традицию доверительных и близких отношений с Творцом. Правда, из истории мы знаем, что жизнь Авраама стала простой и беззаботной... Да и апостол говорит, что Авраам был долготерпелив и лишь поэтому получил обещанное.
Но как же иначе? Ведь если ты поверил Богу, а мир продолжает жить по своим правилам, тебе очевидно будет непросто. Но осознание того, что Бог на твоей стороне, что происходящее — не череда случайностей, и Он о тебе помнит, позволит не потерять надежду в любые времена. Она становится для нас якорем, надёжным и крепким, который удерживает корабль нашей жизни от того, чтобы он подчинился стихиям, царящим в мире сем.
Правда, если на этом мы успокоимся, это будет значить, что самого главного в замысле Божием мы не поняли. Ведь Он приходит в нашу жизнь и благословляет её не только ради нашего благополучия, но ради спасения всех, кто нас окружает. Это значит, что, обретя опору в Боге, своим внутренним спокойствием, своим доверием Ему мы должны стать опорой для слабых, для всех тех, кто отчаивается и унывает. Мы не можем гарантировать мира на земле, но обретая опыт мира внутреннего, мы должны открывать его другим.
Видеоувеличитель для Даниеля Галлямова

Даниелю 14 лет. Ему важно быть в движении, что-нибудь придумывать, ставить цели и достигать их. С детства Даниель занимался каратэ, плаванием и футболом, а позже нашёл себя в самокатном спорте. Кроме этого, подросток интересуется дизайном одежды. Ему нравится экспериментировать — перешивать старые вещи и создавать собственный стиль.
Ещё недавно Даниель строил планы, как будет участвовать в спортивных соревнованиях и разрабатывать свою коллекцию одежды. Но в его насыщенную жизнь вмешалась болезнь. Год назад подросток заметил, что начал хуже видеть буквы, детали и лица, но очки не помогали. Оказалось, что всему виной редкое заболевание, при котором постепенно погибают клетки зрительного нерва.
Узнав об этом, Даниель решил, что будет учиться с этим жить. Впереди его ждёт поддерживающая терапия. Она поможет замедлить течение болезни и сохранить зрение. А прямо сейчас подростку необходима вещь, без которой он не сможет продолжать учиться и творить — это видеоувеличитель.
За помощью в приобретении дорогостоящей техники, родители Даниеля обратились в благотворительный фонд «Люди-маяки». На его ресурсах уже открыт сбор для подростка. Вы можете его поддержать и тем самым подарить Даниелю возможность видеть. Чтобы оставить любую посильную помощь, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Античность и христианство о человеке». Пётр Пашков
У нас в гостях был доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как христианство изменило отношение к человеку по сравнению с античностью, почему именно христианство дало возможность увидеть в человеке личность, обладающую свободой, и как античный мир принимал новые отношения человека с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Виктор Горбач
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере и о пути к священническому служению.
Разговор начинается с истории прихода отца Виктора к вере: его крещения в детстве, жизни на «атеистическом» Сахалине поздне-советских лет, первых воспоминаний о Пасхе и появления на острове священников в конце 80-х — начале 90-х годов.
Гость вспоминает, как впервые зашёл в приспособленное под храм помещение рядом со школой, как стал петь на клиросе, впервые попал в алтарь и как участие во встрече Казанской иконы Божией Матери в 1995 году стало для него поворотным моментом. Отец Виктор рассказывает о том, что привело его к размышлению о выборе пути священства и об обстоятельствах, которые помогли ему принять решение о рукоположении.
В беседе затрагиваются трудности первых лет служения: отсутствие храмов, бытовые проблемы, недостаток священнослужителей, ответственность перед прихожанами и необходимость заслуживать доверие людей. Разговор — о служении на Сахалине, искушениях, помощи мирян и о памяти новомучеников, которая поддерживает верующего в испытаниях и вдохновляет на верность Церкви.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Светлый вечер











