
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок Послания к Евреям затрагивает очень непростую тему, суть которой можно выразить так: почему Христос должен был умереть? Его смерть, как мы все прекрасно знаем, не была вызвана физиологической необходимостью, Он был молодым и здоровым человеком, у Него была возможность избежать взятия под стражу, суда и казни, но Он принял решение не уклоняться от того, что Ему предстоит. Мы также знаем, что принять это решение Ему было в высшей степени не просто, Господь к нему долго готовился, и до самого конца Он надеялся, что есть какой-то иной путь, но такового пути не оказалось. Почему же так? Конечно, полного и абсолютно для всех убедительного ответа на этот вопрос не существует, вернее же будет сказать, что такой ответ есть, но его невозможно выразить, как невозможно выразить Бога. Послание к Евреям предлагает свою версию ответа, которая, очевидно, должна быть понятна адресатам послания.
Для своего ответа апостол берет за основу заключение завета с Богом и вспоминает, что в Священном Писании нет примеров заключения завета без пролития крови. В качестве иллюстрации своей мысли апостол напоминает, что «первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог». Но до этого завета, который здесь назван «первым», был и другой — завет Бога с Авраамом, там тоже не обошлось без крови, причем крови не тельцов, а человека. Библейская книга Бытия говорит об этом так: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10–11).
Финал рассуждений апостола на эту тему таков: «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Получается, что для заключения Нового завета необходимо было пролитие крови — и это Кровь Христа Спасителя, Кровь Воплощенного Бога.
В крещении мы повторяем этот путь, но повторяем его символически — мы окунаемся в воду крещения, которая символизирует собой Гроб Спасителя, через это мы умираем с Ним, через это с Ним и воскресаем, становясь чадами Нового Завета и наследниками обетования вечной блаженной жизни.
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Амвросий Тарасов

Гостем программы «Вечер воскресенья» был музыкант, доцент кафедры народного инструментального искусства Санкт-Петербургского института культуры Амвросий Тарасов.
С пяти лет он играет на балалайке, сейчас преподаёт, выступает с оркестрами и ансамблями, а также руководит Всероссийским конкурсом-фестивалем «Балалайка во фраке». В 2025 году фестиваль проходит во второй раз — с 25 по 31 октября в Петербурге при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Амвросий рассказал о своём пути в музыку, о вдохновляющих учителях и учениках, о том, как меняется восприятие искусства с возрастом и почему народная музыка снова вызывает интерес у молодёжи. Также наш гость поделился воспоминаниями о детстве в семье священника, о помощи отцу в алтаре и о том, как вера, заложенная с ранних лет, становится личным опытом.
Кроме того Амвросий говорил о радости отцовства, которое, по словам музыканта, стало для него самой настоящей «точкой полноты жизни».
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений