
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
По мысли христианских толкователей, смысловым центром всего Священного Писания является личность Богочеловека Христа. Его воплощение, проповедь, смерть и воскресение — кульминация всей библейской истории. В этом свете кардинально переосмысляется Ветхий Завет, те книги, которые были написаны до пришествия Спасителя. Христианские авторы рассматривали описанные там события как прикровенные, таинственные указания на жизнь Христа. Именно поэтому апостол Павел в послании к евреям называет Ветхий Завет «тенью будущих благ».
Проще говоря, христианские богословы утверждали, что наряду с теми предсказаниями, которые ветхозаветные пророки изрекли при помощи слов, в Священном Писании существуют пророчества иного порядка. Сами события Ветхозаветной истории, указывают на события Новозаветной эпохи. То, что произошло по времени первым, они называют тенью, несовершенным образом того, что только наступит в будущем.
В посланиях апостола Павла мы находим довольно много примеров подобного осмысления древней истории. Так, например, переход евреев под предводительством Моисея через Красное море — не что иное как прообраз христианского крещения; Сарра и Агарь, жена и наложница патриарха Авраама, — прообраз Новозаветной и Ветхозаветной церкви; манна небесная, которую Израиль ел в пустыне, — прообраз Христа, Который Сам в Евангелии называет Себя «хлебом, который сошел с небес». Вот и сегодня, говоря об устройстве богослужебной скинии, первого еврейского храма, апостол Павел утверждает, что это прообраз христианской Церкви.
Богослужение, которое совершали священники Израиля, — лишь тени того реального богослужения, которое совершил Иисус Христос, истинный Первосвященник. Каждый год в День Очищения еврейские священнослужители входили в алтарь и приносили кровавую жертву для того, чтобы очистить людей Израиля от греха. Это, по мысли апостола, не что иное как бледная копия той единственной и главной жертвы, которую Спаситель принес на кресте за все человечество для того, чтобы примирить его с Богом.
В христианской традиции есть еще одно осмысление образа ветхозаветной скинии. Таинственным образом она прообразует Пресвятую Богородицу. Ведь скиния, храм, — место, наполненное особой благодатью, здесь незримо пребывает Бог. Точно так же и Спаситель мира непостижимым образом находился в утробе Девы Марии, которую нередко в христианских богослужебных текстах называют «храмом Божества». Именно по этой причине сегодня в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в храмах и звучит этот отрывок апостольского послания. Так Церковь очередной раз напоминает нам о важной роли той, благодаря которой Господь осуществил тайну нашего спасения.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема