Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
По мысли христианских толкователей, смысловым центром всего Священного Писания является личность Богочеловека Христа. Его воплощение, проповедь, смерть и воскресение — кульминация всей библейской истории. В этом свете кардинально переосмысляется Ветхий Завет, те книги, которые были написаны до пришествия Спасителя. Христианские авторы рассматривали описанные там события как прикровенные, таинственные указания на жизнь Христа. Именно поэтому апостол Павел в послании к евреям называет Ветхий Завет «тенью будущих благ».
Проще говоря, христианские богословы утверждали, что наряду с теми предсказаниями, которые ветхозаветные пророки изрекли при помощи слов, в Священном Писании существуют пророчества иного порядка. Сами события Ветхозаветной истории, указывают на события Новозаветной эпохи. То, что произошло по времени первым, они называют тенью, несовершенным образом того, что только наступит в будущем.
В посланиях апостола Павла мы находим довольно много примеров подобного осмысления древней истории. Так, например, переход евреев под предводительством Моисея через Красное море — не что иное как прообраз христианского крещения; Сарра и Агарь, жена и наложница патриарха Авраама, — прообраз Новозаветной и Ветхозаветной церкви; манна небесная, которую Израиль ел в пустыне, — прообраз Христа, Который Сам в Евангелии называет Себя «хлебом, который сошел с небес». Вот и сегодня, говоря об устройстве богослужебной скинии, первого еврейского храма, апостол Павел утверждает, что это прообраз христианской Церкви.
Богослужение, которое совершали священники Израиля, — лишь тени того реального богослужения, которое совершил Иисус Христос, истинный Первосвященник. Каждый год в День Очищения еврейские священнослужители входили в алтарь и приносили кровавую жертву для того, чтобы очистить людей Израиля от греха. Это, по мысли апостола, не что иное как бледная копия той единственной и главной жертвы, которую Спаситель принес на кресте за все человечество для того, чтобы примирить его с Богом.
В христианской традиции есть еще одно осмысление образа ветхозаветной скинии. Таинственным образом она прообразует Пресвятую Богородицу. Ведь скиния, храм, — место, наполненное особой благодатью, здесь незримо пребывает Бог. Точно так же и Спаситель мира непостижимым образом находился в утробе Девы Марии, которую нередко в христианских богослужебных текстах называют «храмом Божества». Именно по этой причине сегодня в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в храмах и звучит этот отрывок апостольского послания. Так Церковь очередной раз напоминает нам о важной роли той, благодаря которой Господь осуществил тайну нашего спасения.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России