Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Верующие люди не могут не быть частью современного им общества. Вера сама по себе не приносит освобождения от господствующих в обществе идей, мнений, настроений и приоритетов. В наши дни все мы так или иначе живём в парадигме превосходства интеллектуального подхода к жизни над жизнью по вере, а потому некоторые отрывки Священного Писания вызывают оторопь даже у христиан. К таким отрывкам можно отнести и звучащий сегодня за богослужением в православных храмах фрагмент из 11-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте его послушаем.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Весь этот отрывок Послания к Евреям посвящён лишь одной теме: теме веры. Он ретроспективно показывает, как, руководствуясь верой, жили праведники Ветхого Завета.
Совершенно предсказуемо начинается этот рассказ с Авраама, но не с момента его призвания, а сразу с кульминационного и самого непростого эпизода жизни этот праотца — с жертвоприношения Исаака. Вообще, в отношении веры можно многое понять, и не будучи верующим человеком, потому как в течение нашей жизни очень часто мы принимаем те или иные решения на основании веры. К примеру, мы едем в отпуска с верой, что доедем до конечного пункта назначения и благополучно вернёмся обратно. Мы стараемся следить за своим здоровьем, веруя, что это поможет нам избежать преждевременной смерти. Мы делаем много подобного этому. Однако действия Авраама вызывают, с одной стороны, возмущение, с другой — глубокое непонимание. Здесь в самом деле есть повод для возмущения и непонимания. К примеру, возмутительно и непонятно требование Бога принести в жертву человека, ни до, ни после Бог не давал таких повелений. Возмутительна и непонятна реакция Авраама, он не спорит, он идёт и делает то, что потребовал сделать Бог. Это тем более странно, что в 18-й главе книги Бытия мы можем найти спор Авраама с Богом, Авраам пытался уменьшить количество жертв Божьего гнева на Содом и Гоморру. Когда же угроза нависла над ни в чём неповинным Исааком, Авраам не стал пререкаться.
Конечно, существует масса попыток объяснения столь удивительного поведения Авраама, и все они так или иначе сводятся к тому, что к моменту жертвоприношения Исаака вера Авраама достигла своего совершенства, и он знал о будущей участи Исаака, знал, что именно от Исаака произойдёт великий народ, с которым пребудет благоволение Божие. Авраам не понимал, как это случится, но знал, что будет именно так, как множество раз обещал ему Бог. Вера Авраама, если судить по истории с Исааком, превзошла пределы разума, и он верил в то, что невозможно постичь разумом, он верил, что Бог в силах воскресить Исаака, о чем и сообщил апостол в Послании к Евреям.
Этот отрывок призывает нас к молитве об обретении веры и к молитве о том, чтобы Бог дал нам силу жить по вере несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Это сложно. Это безумно сложно. Но примеры жизни праведников Ветхого Завета показывают, что это не невозможно. Да, крайне маловероятно, чтобы кто-то сумел обрести такую веру, которую обрёл Авраам, что, конечно же, вовсе не означает, что не стоит стремиться к обретению веры в доступной нам мере.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России