
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Человек создан для счастья, как птица для полёта». Так, во всяком случае, утверждал один известный писатель. Данная мысль не нова и даже находит себе подтверждение в святоотеческих произведениях. Например, святой Иоанн Дамаскин писал, что все мы созданы Богом для радости. Проблема в том, что мы выбираем неправильные виды радости. О счастье рассуждает апостол Павел в 11-й главе послания к Евреям. Отрывок из данной главы читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Прозвучавшее чтение посвящено осмыслению подвига ветхозаветных святых, которые стремились искренне служить Богу и в том (несмотря на многие трудности) находили истинную радость бытия. Такое понимание счастья, надо сказать, довольно сильно расходится с привычным нам. Ведь обычно мы представляем себе счастье примерно так. Это удобное для нас существование, когда мы ни о чём не беспокоимся, ни на что не отвлекаемся. Но если обратить внимание на примеры жизни святых (например, на тех же ветхозаветных праведников, чьи имена мы слышали в прозвучавшем отрывке из послания к евреям), то становится понятно, что счастье — это не только покой и безмятежность, но и что-то ещё. Значительно более существенное.
Надо сказать, что не только мы часто заблуждаемся, рассуждая о настоящем счастье. Примерно так же поступали некоторые современники апостола Павла. Та расстановка акцентов, которую предпринимает апостол, рассказывая о подвиге ветхозаветных святых, для многих первоначальных читателей его послания казалась дикой. Ведь для ветхозаветных иудеев, даже перешедших в христианство, материальный комфорт считался признаком угодности Богу. Но что мы видим? У Авраама не было постоянного дома. Он, как странник, жил в переносных шатрах.
Праотец Иаков вынужден был скитаться из-за вражды с братом Исавом и четырнадцать лет упорно работать, чтобы жениться на любимой женщине. Великого пророка Моисея еле-еле уберегли в младенчестве от смерти, а затем он вообще воспитывался язычницей — дочерью фараона. Впоследствии Моисей сорок лет странствовал с евреями по пустыне, но так и не вошёл в Землю обетованную. Праведные Гедеон, Самсон, Варак и другие не знали покоя, защищая свой народ от атак различных врагов и постоянно рискуя собственной жизнью.
Все перечисленные жизненные примеры наводят на мысль, что истинное счастье не предполагает бездействия, ленивого комфорта. Ветхозаветные праведники, как и святые Нового Завета, находили отраду и утешение прежде всего в служении. В их понимании жизни не было никакого эгоистичного триумфализма. Наоборот, осознавая, что «дни лукавы», а время скоротечно, святые стремились использовать отведённый им на земле срок максимально полным образом.
Но речь не идёт о каком-то суетном перфекционизме. В жизни святых гармонично сочетались внутреннее размышление, духовное созидание и внешняя активность. Ведь они прекрасно понимали, что без поддержания живой связи с Богом сделать что-то действительно значимое, нужное крайне сложно. А уж перенести напасти и скорби, сохраняя любовь к жизни и радость, просто невозможно. Поэтому, если хотим мы действительно узнать настоящее счастье, постараемся подражать святым нашей Церкви — в том числе и ветхозаветным праведникам. Прежде всего, в стремлении довериться Богу и исполнить не свою правду, но Его. А правда Божия состоит в том, чтобы умножать вокруг себя добро, не творить зла и вдохновлять других людей нашими верой и надеждой на Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 45. Богослужебные чтения
Авторы Библии не были учёными и философами в привычном нам значении этого слова. Их работы — это не научные трактаты. Они не использовали сложную богословскую терминологию. Язык Библии — это зачастую язык поэтического образа. Библейские образы — это всегда живая и наглядная иллюстрация той или иной духовной истины. 45-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, служит этому ярким примером. Давайте послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Два ярких образа противопоставлены друг другу в начале только что прозвучавшего псалма. С одной стороны — это море. На уровне инстинкта во всяком из нас живёт страх перед его тёмными глубинами. Они могут таить в себе угрозу и смертельную опасность. А потому образ моря с его вечно волнующимися водами олицетворяет нестабильность, зыбкость и непредсказуемость жизни. В Священном Писании водные стихии нередко связаны с богоборческим началом. Однако у любого моря есть предел. Это горы и земля. Они противостоят водной стихии. Они символизируют твёрдость, устойчивость, незыблемость. Как говорится в другом псалме царя Давида, «Ты поста́вил зе́млю на твёрдых осно́вах: не поколе́блется она́ во ве́ки и ве́ки» (Пс. 103:5).
Контраст моря и земли помогает псалмопевцу передать важную мысль — даже если случится так, что «земля́ и го́ры дви́нутся в се́рдце море́й», то есть даже если то, что мы считали самым стабильным, начнёт вдруг стремительно меняться, даже если они в результате каких-то эсхатологических катаклизмов смешаются с водной стихией, станут её частью, Бог останется таким же, каким Он был всегда. Он вечный и неизменный. А потому, если хотим обрести настоящую опору в этой жизни, необходимо найти Бога и крепко держаться за Него.
В качестве примера такой удивительной устойчивости псалмопевец рисует ещё один образ — это некий город. О нём говорится, что он «свято́е жили́ще Всевы́шнего. Бог посреди́ его́; он не поколе́блется». Речь идёт не просто об Иерусалиме, в котором находился великий храм Соломона, но скорее о всём богоизбранном народе. Господь хранил и до сих пор хранит Своих людей вопреки всему. При этом, по словам псалмопевца, колеблются даже горы и земля, исчезают целые народа и царства, а Божий народ чудесным образом продолжает свой путь сквозь века.
Наконец, ещё один примечательный образ. В конце псалма мы слышим громогласный призыв: «остановитесь и позна́йте, что Я — Бог». Этот призыв адресован не только всем тем, кто, подобно водной стихии, бурлит и волнуется от злобы, страха и других тёмных движений души. Он адресован и всей природе в целом, всей жизни с её стихийной нестабильностью. Весь этот хаос по слову Творца умиряется, становится космосом, то есть порядком. И это прямо перекликается с тем, что сделал Христос, когда вместе с учениками попал в бурю на Генисаретском озере. Он обратился к стихии со словами: «умолкни, перестань». И как говорит Евангелие, «И ве́тер ути́х, и сде́лалась вели́кая тишина́» (Мк. 4:39).
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 248 зач., IV, 10-23.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых важных навыков христианина состоит в том, чтобы, насколько это возможно для человека, не зависеть от внешних обстоятельств жизни, не зависеть от скудости или от изобилия, от собственного положения в обществе, и вообще от всего того, что закончится вместе с окончанием земной жизни. В идеале каждый христианин должен со временем прийти к такой свободе, однако её обрести могут совсем немногие. Одним из тех, кто сумел ещё во время земной жизни стать свободным от земного, был апостол Павел, и он рассказал о своём пути в 4-й главе Послания к Филиппийцам. Сегодня отрывок из этой главы звучит во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка Послания к Филиппийцам апостол Павел упомянул ту заботу, которую проявили о нём адресаты послания. Эта забота вызвала у апостола радость, но радость сугубо духовную, ведь помогающий другому — помогает в первую очередь самому себе, сам же Павел ни в чём материальном не нуждался, и этот факт он также упомянул в услышанном нами отрывке.
Далее апостол написал, что научился «быть довольным тем, что у него есть». Здесь можно было бы вспомнить и других — не имеющих никакого отношения к христианству — людей. В конце концов, аскетизм — это отнюдь не христианское изобретение. Однако Павел сделал две крайне важных оговорки. Во-первых, он упомянул, что умеет жить как в скудости, так и в изобилии. Во-вторых, он указал на Христа как на Источник своих сил.
Об этих двух апостольских оговорках нам стоит поразмышлять.
Опыт человечества показывает, что зачастую для нас большую опасность представляет не скудость, не бедность и даже не нищета, опаснее всего для человека бывает изобилие. Да, мы склонны к нему стремиться, оно кажется вожделенным, ведь при изобилии возникает иллюзия появления гарантий в нашей жизни, мы начинаем полагать, будто бы наша жизнь становится застрахованной, и мы можем быть совершенно спокойны за себя и за своих близких. Вместе с этим у человека пропадает необходимость веры в Бога и надежды на Него: для чего нужен Бог, если я способен сам устроить свою жизнь? А ещё от изобилия очень непросто отказаться, оно стремится лишить человека духовной свободы.
Апостол Павел, как и любой другой человек, был в зоне риска, и его тоже могло поработить изобилие. Однако с ним этого не произошло, и он не стал приписывать себе самому особые качества личности, нет, он, как и подобает христианину, указал на Христа: Христос давал апостолу возможность пережить и гонения, и непонимание, и тюремные заключения, и избиения, и скитания, и бедность, давал Господь Павлу и способность не потерять себя в изобилии, не стать рабом комфорта и обеспеченности. Христос, по вере Своего апостола, хранил его духовную свободу. Павел же указал нам на свободу жить по-евангельски как на высшую ценность, как на то, что способно привести нас ко спасению. Дай Бог, чтобы мы услышали и поняли мысль апостола Христова!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, в котором живут онкобольные дети и их близкие

Саша Захарин сегодня живёт в «Добром доме» — это бесплатная гостиница для семей с онкобольными детьми, которые приезжают на лечение в Москву издалека. Сашу ребёнком уже не назовёшь, скорее юношей — ему 18, но всё равно его вместе с мамой приютили в «Добром доме». Семья прилетела в столицу из далёкой Томской области. То, что у молодого человека рак, выяснилось год назад на осмотре у врача. Из региональной больницы Сашу быстро направили в известный онкоцентр имени Блохина, где он и проходит лечение по сей день. Всё время находиться в больнице ему не нужно, достаточно вовремя приезжать на процедуры. Самостоятельно снимать жильё в Москве длительное время у семьи возможности нет, поэтому «Добрый дом» стал для родителей Саши огромной поддержкой.
В этой социальной гостинице семьи живут бесплатно и самое необходимое у них всегда под рукой — еда, средства гигиены и не только. В «Добром доме» есть большая кухня и свой огород на территории. Для детей оборудована игровая комната, а также место для обучения. Здесь созданы условия для того, чтобы онкобольные подопечные — маленькие и взрослые — могли жить и радоваться простым вещам, продолжать учиться и развиваться. Саша Захарин, например, дистанционно учится в колледже.
Все возможности, что есть в гостинице — это результат добрых дел тысяч неравнодушных людей. Вы тоже можете поддержать «Добрый дом» — место, где тяжелобольные дети и их близкие находят приют и утешение. Для этого оставьте любой благотворительный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







