Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Человек создан для счастья, как птица для полёта». Так, во всяком случае, утверждал один известный писатель. Данная мысль не нова и даже находит себе подтверждение в святоотеческих произведениях. Например, святой Иоанн Дамаскин писал, что все мы созданы Богом для радости. Проблема в том, что мы выбираем неправильные виды радости. О счастье рассуждает апостол Павел в 11-й главе послания к Евреям. Отрывок из данной главы читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Прозвучавшее чтение посвящено осмыслению подвига ветхозаветных святых, которые стремились искренне служить Богу и в том (несмотря на многие трудности) находили истинную радость бытия. Такое понимание счастья, надо сказать, довольно сильно расходится с привычным нам. Ведь обычно мы представляем себе счастье примерно так. Это удобное для нас существование, когда мы ни о чём не беспокоимся, ни на что не отвлекаемся. Но если обратить внимание на примеры жизни святых (например, на тех же ветхозаветных праведников, чьи имена мы слышали в прозвучавшем отрывке из послания к евреям), то становится понятно, что счастье — это не только покой и безмятежность, но и что-то ещё. Значительно более существенное.
Надо сказать, что не только мы часто заблуждаемся, рассуждая о настоящем счастье. Примерно так же поступали некоторые современники апостола Павла. Та расстановка акцентов, которую предпринимает апостол, рассказывая о подвиге ветхозаветных святых, для многих первоначальных читателей его послания казалась дикой. Ведь для ветхозаветных иудеев, даже перешедших в христианство, материальный комфорт считался признаком угодности Богу. Но что мы видим? У Авраама не было постоянного дома. Он, как странник, жил в переносных шатрах.
Праотец Иаков вынужден был скитаться из-за вражды с братом Исавом и четырнадцать лет упорно работать, чтобы жениться на любимой женщине. Великого пророка Моисея еле-еле уберегли в младенчестве от смерти, а затем он вообще воспитывался язычницей — дочерью фараона. Впоследствии Моисей сорок лет странствовал с евреями по пустыне, но так и не вошёл в Землю обетованную. Праведные Гедеон, Самсон, Варак и другие не знали покоя, защищая свой народ от атак различных врагов и постоянно рискуя собственной жизнью.
Все перечисленные жизненные примеры наводят на мысль, что истинное счастье не предполагает бездействия, ленивого комфорта. Ветхозаветные праведники, как и святые Нового Завета, находили отраду и утешение прежде всего в служении. В их понимании жизни не было никакого эгоистичного триумфализма. Наоборот, осознавая, что «дни лукавы», а время скоротечно, святые стремились использовать отведённый им на земле срок максимально полным образом.
Но речь не идёт о каком-то суетном перфекционизме. В жизни святых гармонично сочетались внутреннее размышление, духовное созидание и внешняя активность. Ведь они прекрасно понимали, что без поддержания живой связи с Богом сделать что-то действительно значимое, нужное крайне сложно. А уж перенести напасти и скорби, сохраняя любовь к жизни и радость, просто невозможно. Поэтому, если хотим мы действительно узнать настоящее счастье, постараемся подражать святым нашей Церкви — в том числе и ветхозаветным праведникам. Прежде всего, в стремлении довериться Богу и исполнить не свою правду, но Его. А правда Божия состоит в том, чтобы умножать вокруг себя добро, не творить зла и вдохновлять других людей нашими верой и надеждой на Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM