Еф., 233 зач., VI, 10-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие люди приходят в Церковь для того, чтобы обрести успокоение, чтобы избавиться от душевных терзаний и метаний. С одной стороны, Церковь действительно может человеку всё это дать. С другой — покой христианина вовсе не похож на безмятежное принятие всего и вся. Покой христианина зиждется на доверии Богу и на исполнении заповедей, на христианина постоянно нападают как внутренние, так и внешние враги, ну а вожделенный покой дают вера и личная праведность. Именно об этом написал в своём Послании к Ефесянам святой апостол Павел. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Интересно и существенно важно то, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Ефесянам апостол Павел не дал каких бы то ни был чётких инструкций относительно того, как мы должны противостоять воюющим против нас «духам злобы поднебесным». Да, апостол сказал и про оружие, и про броню, и про щит, и даже про шлем, но это всё лишь иносказания, которые нужны для раскрытия той мысли, с которой начался этот отрывок: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10).
Господь Вседержитель — вот та стена, за которой не страшны никакие треволнения, эту стену не в состоянии кто-либо сокрушить, и нам нужно научиться в любой непростой и страшной ситуации «укрепляться Господом и могуществом силы Его».
В первую очередь для этого необходимо расстаться с самым дорогим и ценным: с доверием самому себе и с ощущением, что у нас есть силы и способности для противодействия случающимся напастям. Речь здесь, конечно же, идёт о духовной жизни, а не о чём-либо ином. Впрочем, духовная жизнь затрагивает всего человека, а значит и все сферы его деятельности.
Если мы сможем понять, что без помощи Божией нам не преуспеть, то следующий шаг получится сделать без особых усилий: если нам нужен Бог, то мы станем Его слушаться, значит, мы сможем облечься в упомянутую апостолом броню праведности.
Праведность же повлечёт за собой готовность благовествовать мир, потому как праведность — это отражение той первоначальной гармонии, которая была нарушена грехопадением наших прародителей, Адам и Ева пали тогда, когда их вера в Бога и доверие Ему пошатнулась, когда они поверили змею, а потому и залог успеха в духовной битве состоит в упомянутой апостолом Павлом вере.
Ну а вера одним из важнейших своих источников имеет Слово Божие, под которым стоит понимать одновременно и Священное Писание, и молитву.
Если получится последовать советам апостола Павла и приобрести все упомянутые им добродетели, то и вожделенный покой не заставит себя ждать. Того, кто сумел стяжать и праведность, и стремление к миру, и веру, и молитву, уже ничто не сможет поколебать, такой человек сохранит спокойную верность Богу в любой, даже самой критической, ситуации.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











