
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 218 зач., I, 16-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заинтересовавшись церковной жизнью и обратившись к церковной литературе, мы погружаемся в мир богословия, библеистки, святоотеческой литературы, открываем для себя историю Церкви и её богослужения. Но к какому знанию стремились первые христиане и в чём его черпали, если собственно христианской литературы ещё не было? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Человеку, который посещает обычные книжные магазины и видит, что христианству посвящены одна-две полки в захудалом шкафчике с религиозной литературой, может быть, сложно себе представить, что есть целые магазины с христианскими книгами, где одной истории Церкви может быть посвящено несколько полок, не говоря уже о святоотеческой письменности, житиях святых или книгах о вопросах современной жизни. Когда церковный человек бывает в таких магазинах, у него возникает одна мысль — чтобы это всё перечитать, никакого времени не хватит.
А что было у христиан древности? Были ветхозаветные Писания, были устные предания и небольшое число апостольских писем. Кроме того, в течение второй половины первого века появлялись собственно тексты евангелистов. Вся остальная литература представляла собой языческие сочинения: философские, художественные, мифологические... самые разные. Иногда в них встречалось нечто доброе и даже полезное, неслучайно древнехристианские авторы называли философию детоводителем язычников ко Христу и рассуждали о возможной пользе для юношества некоторых языческих книг. Но самих по себе христианских текстов было чрезвычайно мало.
В то же время, обратившись к сегодняшнему тексту, мы увидим, что апостол непрестанно благодарит Господа о братьях по вере. Он молится, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его. Сегодня мы окружены книгами, что само по себе не может не радовать. Но вот мы слышим слова апостола и у нас возникает вопрос: о каком познании Бога говорит апостол, если его ученикам практически нечего было читать? Ведь когда мы приходим в церковь, чтобы узнать нечто о Боге, — нам советуют книги... Наше возможное недоумение связано с тем, что для человека нашего времени, воспитанного в научной парадигме, выражения «знать Бога» и «знать нечто о Боге» практически совпадают по смыслу. Именно поэтому мы акцентируем внимание на прочитанном и всё время думаем, что бы нам такого ещё прочитать, чтобы получше разобраться в вопросах веры. Для апостола Павла вопросы, связанные с содержанием веры, несомненно, очень важны, но, когда он говорит о познании Бога, Он имеет в виду не количество знаний, но углубление духовного опыта, в результате которого просвещаются сердечные очи, то есть исцеляется внутреннее, духовное зрение. Благодаря этому исцелению мы начинаем по-другому видеть не только свои отношения с Богом, но самих себя и отношения друг с другом. Если мы будем стремиться не просто знать нечто о Боге, Церкви или христианской культуре, но знать Самого Бога как Отца и Господа, если Он станет для нас Личностью, с которой мы собеседуем в молитвах, которой мы доверяем, в которой сосредоточена вся наша надежда, всё наше формальное, книжное знание изменится, станет более глубоким и плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим мастерскую для ребят с инвалидностью в Петербурге

Никита Власов живёт в Санкт-Петербурге. Из-за болезни он не ходит, с трудом говорит, и его не слушаются собственные руки. При этом Никита пишет замечательные картины! Занятия по живописи доставляют юноше огромную радость.
Возможность заниматься творчеством, трудиться, развиваться и общаться Никите и другим молодым людям с инвалидностью предоставляет фонд во имя святой блаженной Матроны Московской в Санкт-Петербурге. Здесь работают 5 мастерских: швейная, ткацкая, керамическая, полиграфическая и живописная. Каждый будний день в них занимаются 30 ребят с различными нарушениями, в том числе и Никита. Если бы не это место, то молодой человек, скорее всего, сидел бы всё время дома. Но сейчас его жизнь наполнена интересом и смыслом. Он хорошо рисует. Многие изображения Никиты переносят на сумки, магниты и кружки, которые изготавливаются в других мастерских фонда. А недавно юноша проиллюстрировал собственные сказки. Скоро они будут изданы.
Живописью с особенными молодыми людьми занимается профессиональный педагог. Под его заботливым руководством молодые люди рисуют маслом, акрилом, пастелью и акварелью. Однако в живописной мастерской они не только реализуют свои творческие способности, но и тренируют бытовые навыки. Каждый знает, что после занятий нужно вымыть кисти и убрать рабочее место. Здесь подопечные учатся действовать самостоятельно.
Чтобы Никита и другие люди с инвалидностью могли продолжать занятия, необходимо приобрести материалы для творчества и оплатить работу педагога. Вы можете в этом помочь. Сбор для живописной мастерской фонда во имя святой блаженной Матроны Московской открыт на портале «Милосердие.Ru», в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Олег Святославич». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о судьбе одного из правителей Руси конца 11-го века — князя Олега Святославича, прозванного в «Слове о полку Игореве» «Гориславичем». Жизнь князя Олега была наполнена многочисленными событиями, кровавыми междоусобными войнами, борьбой за власть и княжеские уделы.
Каким был князь Олег Святославич в начале своей жизни и каким стал к ее концу — об этом шел разговор в этой программе.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Олег Святославич». Сергей Алексеев
- «Николай Гоголь как христианин». Екатерина Федорчук
- «Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианин в современном мире». Марина Птицына

У нас в студии была музыкант, художник, педагог, многодетная мама Марина Птицына.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об удивительных свидетельствах помощи Бога и святых в сложных обстоятельствах и как сегодня для нее объединяются семья, творчество, работа и церковная жизнь.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья