Еф., 221 зач., II, 14-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда современный человек узнает, что в оригинальном языке Библии есть специальное слово, которое используется для обозначения неевреев, то нашему современнику бывает немного обидно, и он склонен видеть в этой лингвистической особенности досадное проявление национализма. Если же мы знаем Священное Писание на достаточном уровне, то знаем мы и причину появления разделения всего человечества на две неравные по численности группы: на евреев и неевреев. Всё дело в законе Моисея, именно он стал той стеной, которая отделяла одних людей от других, ну а происхождение от праотца Иакова было в этом разделении вторичным. С христианской точки зрения в наши дни закон Моисея не может служить причиной для разделений. Об этом сказано во 2-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Ефесянам начался с довольно загадочных слов о некой преграде, «стоявшей посреди». Контекст послания и традиция его понимания свидетельствуют о том, что речь здесь идёт о преграде, разделявшей евреев и язычников. Конечно, крайне наивно было бы полагать, что основой для разделения была лишь национальная принадлежность, ведь само понятие национальности относительно недавнее, а в эпоху появления книг и Нового, и Ветхого Заветов этого понятия не существовало, и стать евреем мог любой человек, решивший жить по закону Моисея. Этот закон имел своей основой веру в Единого Истинного Бога, а также веру в то, что с Моисеем и с библейскими праотцами общался Сам Бог, а значит все те слова Бога, которые Библия атрибутирует как слова Бога, — это бесспорная истина, и Бог таков, каким Его описывает Библия, служить же Ему нужно так, как то было установлено при Моисее. Соответственно, все остальные варианты представлений о Боге и о поклонении Ему — ложные. Можно сказать, что упомянутая апостолом Павлом стена — это стена, отделяющая знающих Бога людей от всех остальных.
Христос уничтожил эту стену. С Христовым Пришествием закон Моисея утратил свою актуальность, ведь этот закон был нужен лишь для подготовки народа Божия к Пришествию долгожданного Мессии. Спаситель дал нам новый закон, и этот закон совершенно не похож на закон Моисея, он не содержит в себе бесконечного перечня дозволенных и недозволенных действий, разрешённых и неразрешённых продуктов, он не описывает порядок принесения жертв, ведь он и вовсе не предполагает жертвоприношений. Закон Нового Завета — это не закон плоти, то есть не тот закон, который можно изложить на бумаге или же всеобъемлюще выразить словами, этот закон — закон Духа Святого, а Дух, как о том сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна, «дышит, где хочет» (Ин. 3:8), и закон Духа одинаков, что для еврея, что для бывшего язычника, что раба, что для свободного, что для мужчины, что для женщины.
Эту мысль апостол Павел выражал в своих посланиях самими разными способами, он всячески стремился помочь адресатам посланий преодолеть привычку к разделению на своих и чужих, пытался научить их думать абсолютно о каждом человеке как о том, ради кого пришёл Христос, ради кого Господь пострадал и воскрес. Чтобы в полной мере понять мысль апостола и научиться мыслить так, как он учил, необходимо основанием своей жизни видеть Христа, именно этот призыв мы с вами только что услышали в прозвучавшем отрывке Послания к Ефесянам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обратиться за помощью на портал «Доброе дело»

Благотворительный портал «Доброе дело» — создан православным просветительским проектом «Экзегет.ру» для того, чтобы помогать тем, кто оказался в беде, прежде всего жителям российской глубинки. На сайте проекта «Доброе дело» размещаются истории людей и сборы, в которых можно поучаствовать. О тех, кто нуждается в поддержке, команда портала в основном узнаёт от священников и волонтёров. Но также у любого, кто находится в сложной ситуации, есть возможность обратиться сюда самостоятельно.

Почти за год работы проекту «Доброе дело» удалось помочь большому количеству людей. Среди них многодетная мама Татьяна из отдалённого посёлка Республики Тыва. Она воспитывает троих детей. У младшего инвалидность, поэтому основная часть денег уходит на лекарства и поездки на лечение. На многое другое ресурсов уже не остаётся. Например, Татьяна никак не могла купить водонагреватель, стиральную машину, которая давно вышла из строя, и обновить гардероб детям на холодное время года. Однако всё это помогли сделать добрые люди. Теперь многодетной маме не приходится стирать руками, в доме постоянно есть горячая вода и дети готовы к грядущим морозам.

Также помощь пришла и в дом одинокой бабушки Раисы Ивановны из Рязанской области. Её жильё настолько обветшало, что однажды обвалился подпол, и перед выходом из дома образовалась огромная дыра. При участии портала «Доброе дело» проблему удалось решить в короткие сроки. Сгнившие полы отремонтировали, и теперь Раиса Ивановна может спокойно ходить по дому, без риска для жизни.
Если вы знаете того, кому необходима помощь, или же поддержка требуется вам, оставьте заявку на сайте благотворительного портала «Доброе дело», в разделе «Мне нужна помощь».
Также можно позвонить по номеру: +7 909 164 33 46
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Антон и Виктория Макарские
Гостями программы «Вечер воскресенья» были известные артисты и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Мы говорили с ними об их пути к вере и о том, как приход к Богу повлиял на их творческую и семейную жизнь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







