
Еф., 220 зач., II, 4-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Дети любят задавать вопрос: для чего существуют животные, растения, а потом, уже в подростковом возрасте, не столько другим, сколько самим себе задают вопрос: для чего существует человек? Или даже так, для чего существую я? Христианский ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 2-й главы послания к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В своё время, когда я преподавал культурологию в одном светском университете, случилось мне как-то говорить со студентами о проблеме смысла жизни. Передо мной сидел целый поток - сотни полторы третьекурсников. При этом на задних партах, как это обычно бывает, сидели те, кому лекция была неинтересна, и они пробовали заниматься своими делами. Конечно, можно было бы не обратить на них внимания и, вероятно, в другой раз я бы так и сделал, но в тот момент их поведение показалось мне вызывающим, и я решил задать им прямой вопрос по обсуждаемой теме: «Поднимите руку, кто к третьему курсу уже задумывался о смысле жизни?» Большая часть сидящих руку подняли, но процентов 15-20 ответили на тот же вопрос отрицательно, чем совершенно меня обескуражили, и я решил задеть их за живое. Я сказал: «Те, кто не задумывался о смысле жизни, – свободны. Если вы к 20 годам не думали, для чего живёте, нам не о чем с вами разговаривать. Идите болтайте и развлекайтесь в другом месте». Кто-то вышел, кто-то оказался этим задет и остался, чтобы послушать, о чём будет речь… Убеждён, что в итоге жизнь всё равно поставила перед ними вопрос о смысле, и они каждый по-своему были вынуждены на него ответить.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни начинается с уверенности в том, что мы не случайны. Апостол прямо пишет о Боге, который относится к миру с великой любовью. Это значит, что мы можем задумываться о смысле жизни и искать ответы на этот вопрос в книгах, в самих себе, но без Бога окончательных ответов не получим. В этом кроется суть многочисленных святоотеческих высказываний о том, что подлинное успокоение душа человеческая обретает только во встрече с Творцом.
Продолжается христианский ответ пониманием того, что Бог, сотворивший нас сообразными Себе, ожидает, что мы будем действовать в мире так же, как Он. И если Бог благ – главным содержанием нашей жизни должны быть добрые дела, которые выражают наше созвучие с Ним. Причём добрые в самом широком смысле слова – добрым может быть обучение, доброй может быть работа, направленная на благо других людей. Добрыми могут быть отношения. Даже самые короткие – с рядом стоящим в транспорте человеком, с продавцом в магазине. Мы не придаём значения подобным вещам, а ведь они наполнены содержанием, из которого в итоге и складывается наша жизнь. От нас зависят не только наши достижения и наша репутация, но и атмосфера, в которую попадают люди, пересекающиеся с нами по жизни. И эта атмосфера должна быть доброй. Наконец, последнее, что важно в христианском ответе на вопрос о смысле жизни. Понимание того, что самостоятельно исполнить поставленной задачи мы не можем. Бог предназначил нам исполнять добрые дела, но зная о нашей немощи, Он, по словам апостола Павла, спасает нас не по заслугам, а по благодати. Бог приходит, чтобы помочь нам на этом пути. Он ведёт себя как истинный отец, и нам стоит осознать себя Его детьми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема