Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Еф., 233 зач., VI, 10-17

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существует несколько мнений относительно возникновения войн, к примеру, есть те, кто полагает, что войны навязываются обществам их правителями и что они необходимы для поддержания власти, а есть те, кто видят в войнах выражение природной человеческой агрессии. Последние считают, что человек в любом случае найдёт того, с кем будет так или иначе воевать, и хорошо, если война будет бескровной. Неизвестно, как понимали природу войн Христос и Его апостолы, но из посланий апостола Павла мы можем сделать вывод, что апостол, скорее всего, был близок ко второй из двух озвученных позиций, он понимал, что и христиане тоже будут в какие-то моменты своей жизни настроены весьма воинственно, но при этом апостол Павел предлагал направлять силу не против людей, а против тех, кто иной раз людьми манипулирует, то есть против бесовских сил. Об этом апостол написал в 6-й главе своего Послания к Ефесянам, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах, давайте послушаем его.

Глава 6.

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 

15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 

16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 

17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Святоотеческая богословская традиция разделяет силы души на три категории: на мыслительную, вожделевательную и раздражительную. Соответственно, первая из них направлена на познание, вторая — на стремление, ну а третьей силе души свойственны ревность к добру и противостояние злу. Так было задумано Богом, однако после грехопадения наших прародителей все три силы души, с одной стороны, утратили свою интенсивность, а с другой — получили ошибочную направленность. К примеру, вместо стремления к познанию Бога мы начали стремиться к познанию чего угодно, но только не Бога, именно на искажении этой силы души паразитирует наше почти всеобщее «залипание» в лентах новостей и в социальных сетях, а желание добра зачастую превращается у нас в столь же острое желание различных видов греха. Обо всём этом немало было сказано и написано как древними, так и относительно современными святыми. Суть их слов можно свести к тому, что задача человека состоит в приведении сил души в порядок, то есть в приведение их к задуманному Богом состоянию, собственно, именно эту цель и преследует христианская аскетическая практика.

В ситуации искажённости сил души грехопадением раздражительная часть души чаще всего проявляет себя через гнев. О том, что гнев, направленный против человека, — тяжёлый грех, святыми было написано очень много. Для примера можно вспомнить слова святителя Григория Богослова: «Гнев всё, даже и небывалое, обращает себе в орудие. Это — обезьяна, [...] вертит рукою, ломает пальцы, ищет холма или вершины [...], чтобы силою руки своей издали ввергнуть в неприятеля вместе и стрелу, и гроб... Если пращи слов истощились, то приводятся в действие руки, начинается рукопашный бой, драки, насилие...». Само процитированное сейчас описание греха гнева ясно свидетельствует, что такое состояние недостойно разумного существа, а потому с ним надо бороться. Но как с ним бороться, если оно не что иное, как проявление силы души, вложенной в нас Богом? Святоотеческая традиция даёт ответ: необходимо эту силу души направить не против какого-либо человека, а против тех существ, которые толкают нас на грех, против тех, о ком написал апостол Павел. Слова апостола дают нам и методику успешной борьбы, она предполагает, что воюющий с бесовскими силами человек имеет неустанное стремление к праведности, что он познал Истину, то есть Христа, что, вооружившись Священным Писанием, он готов к проповеди Евангелия всей своей жизнью и что всё это стоит на фундаменте веры.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем