
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 233 зач., VI, 10-17

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Существует несколько мнений относительно возникновения войн, к примеру, есть те, кто полагает, что войны навязываются обществам их правителями и что они необходимы для поддержания власти, а есть те, кто видят в войнах выражение природной человеческой агрессии. Последние считают, что человек в любом случае найдёт того, с кем будет так или иначе воевать, и хорошо, если война будет бескровной. Неизвестно, как понимали природу войн Христос и Его апостолы, но из посланий апостола Павла мы можем сделать вывод, что апостол, скорее всего, был близок ко второй из двух озвученных позиций, он понимал, что и христиане тоже будут в какие-то моменты своей жизни настроены весьма воинственно, но при этом апостол Павел предлагал направлять силу не против людей, а против тех, кто иной раз людьми манипулирует, то есть против бесовских сил. Об этом апостол написал в 6-й главе своего Послания к Ефесянам, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах, давайте послушаем его.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Святоотеческая богословская традиция разделяет силы души на три категории: на мыслительную, вожделевательную и раздражительную. Соответственно, первая из них направлена на познание, вторая — на стремление, ну а третьей силе души свойственны ревность к добру и противостояние злу. Так было задумано Богом, однако после грехопадения наших прародителей все три силы души, с одной стороны, утратили свою интенсивность, а с другой — получили ошибочную направленность. К примеру, вместо стремления к познанию Бога мы начали стремиться к познанию чего угодно, но только не Бога, именно на искажении этой силы души паразитирует наше почти всеобщее «залипание» в лентах новостей и в социальных сетях, а желание добра зачастую превращается у нас в столь же острое желание различных видов греха. Обо всём этом немало было сказано и написано как древними, так и относительно современными святыми. Суть их слов можно свести к тому, что задача человека состоит в приведении сил души в порядок, то есть в приведение их к задуманному Богом состоянию, собственно, именно эту цель и преследует христианская аскетическая практика.
В ситуации искажённости сил души грехопадением раздражительная часть души чаще всего проявляет себя через гнев. О том, что гнев, направленный против человека, — тяжёлый грех, святыми было написано очень много. Для примера можно вспомнить слова святителя Григория Богослова: «Гнев всё, даже и небывалое, обращает себе в орудие. Это — обезьяна, [...] вертит рукою, ломает пальцы, ищет холма или вершины [...], чтобы силою руки своей издали ввергнуть в неприятеля вместе и стрелу, и гроб... Если пращи слов истощились, то приводятся в действие руки, начинается рукопашный бой, драки, насилие...». Само процитированное сейчас описание греха гнева ясно свидетельствует, что такое состояние недостойно разумного существа, а потому с ним надо бороться. Но как с ним бороться, если оно не что иное, как проявление силы души, вложенной в нас Богом? Святоотеческая традиция даёт ответ: необходимо эту силу души направить не против какого-либо человека, а против тех существ, которые толкают нас на грех, против тех, о ком написал апостол Павел. Слова апостола дают нам и методику успешной борьбы, она предполагает, что воюющий с бесовскими силами человек имеет неустанное стремление к праведности, что он познал Истину, то есть Христа, что, вооружившись Священным Писанием, он готов к проповеди Евангелия всей своей жизнью и что всё это стоит на фундаменте веры.
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема