
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 233 зач., VI, 10-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко верующих во Христа в Священном Писании и сочинениях христианских авторов называют воинами. В каких же боевых действиях призван принимать участие христианин? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к ефесянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Послание к христианам города Ефес было написано апостолом Павлом, когда он находился в заточении в Риме. Круглые сутки рядом с ним находились римские солдаты. Ум апостола был сосредоточен на Христе, а также на тех людях, которых Господь ему доверил. В результате и рождается тот образ, который мы встречаем в только что прозвучавшем отрывке.
Павел сравнивает духовную жизнь христианина с воинской службой. Каждый последователь Спасителя находится в состоянии войны. Это война не с окружающими людьми. Это война с самим собой. С той темнотой, которая живёт в нашем сердце. Согласно апостолу Павлу, её источником является лукавый и его прислужники. Именно их апостол называет начальством, властями, мироправителями века сего, духами злобы поднебесной. Вся эта свора постоянно нападает на нас изнутри, пытается завладеть нашим умом и нашими чувствами. В чём это проявляется? В тех вещах, которые мы считаем довольно обыденными, привычными и никак не связанными с одержимостью. В первую очередь в том, что каждый из нас во всём стремится достичь своих корыстных целей и поудобней устроиться в этом мире. Всякий человек эгоцентрик, болезненно зацикленный на себе. Всякий в свою меру. Говоря языком отцов Церкви, все мы поражены гордыней. Это скрытое стремление к самоутверждению приводит в итоге к внутреннему, духовному обособлению от людей и от Бога. А заканчивается всё поражением, то есть смертью души. Мы перестаём чувствовать себя, окружающих, Творца. Погружаемся в суету и уныние.
Вот этим настроениям и следует противостоять точно так, как воин противостоит противнику. Для того, чтобы вести боевые действия эффективно, необходимо обзавестись экипировкой. Христинину необходимо развивать в себе доверие Богу, а вместе с ним духовную интуицию, которая поможет ему распознавать истину и праведно действовать во всех своих делах. Перечисляя все эти элементы воинского снаряжения верующего человека, апостол стремиться донести до нас важную мысль. Христианская жизнь — это комплекс, который должен охватывать все проявления нашего я. Всё во мне должно быть готово к тому, чтобы отразить нападение внутреннего врага и одержать над ним победу: мой ум, мои чувства, мои эмоции, моё тело. Я призван быть постоянно настороже и ждать атаки противника. Ведь в любой ситуации и со всяким человеком мой эгоизм может проснуться и попытаться овладеть мной, сделать меня одержимым. А потому непрестанно во мне должна быть память о Боге, стремление исполнять только Его волю, которая заключается в том, чтобы я стремился проявлять деятельную любовь к тем, кто меня окружает.
Сам апостол демонстрирует эту бдительность и готовность своим письмом. Телом он находится в темнице, перед его глазами римские воины, а все его мысли о Боге, Его воле и о том, как бы ему быть полезным своим ближним. Даже оказавшись в такой тяжёлой ситуации, он всего себя отдаёт самозабвенному служению. Дай же и нам, Господи, во всякое время и во всяком месте в первую очередь думать не о себе, но о том, как нам остаться верными Твоим евангельским заповедям. Ведь именно их тщательное исполнение приводит к победе над той темнотой, которая гнездится в нашем сердце, и мешает тому, чтобы в нём со всей силой проявило себя Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.