
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 233 зач., VI, 10-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко верующих во Христа в Священном Писании и сочинениях христианских авторов называют воинами. В каких же боевых действиях призван принимать участие христианин? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к ефесянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Послание к христианам города Ефес было написано апостолом Павлом, когда он находился в заточении в Риме. Круглые сутки рядом с ним находились римские солдаты. Ум апостола был сосредоточен на Христе, а также на тех людях, которых Господь ему доверил. В результате и рождается тот образ, который мы встречаем в только что прозвучавшем отрывке.
Павел сравнивает духовную жизнь христианина с воинской службой. Каждый последователь Спасителя находится в состоянии войны. Это война не с окружающими людьми. Это война с самим собой. С той темнотой, которая живёт в нашем сердце. Согласно апостолу Павлу, её источником является лукавый и его прислужники. Именно их апостол называет начальством, властями, мироправителями века сего, духами злобы поднебесной. Вся эта свора постоянно нападает на нас изнутри, пытается завладеть нашим умом и нашими чувствами. В чём это проявляется? В тех вещах, которые мы считаем довольно обыденными, привычными и никак не связанными с одержимостью. В первую очередь в том, что каждый из нас во всём стремится достичь своих корыстных целей и поудобней устроиться в этом мире. Всякий человек эгоцентрик, болезненно зацикленный на себе. Всякий в свою меру. Говоря языком отцов Церкви, все мы поражены гордыней. Это скрытое стремление к самоутверждению приводит в итоге к внутреннему, духовному обособлению от людей и от Бога. А заканчивается всё поражением, то есть смертью души. Мы перестаём чувствовать себя, окружающих, Творца. Погружаемся в суету и уныние.
Вот этим настроениям и следует противостоять точно так, как воин противостоит противнику. Для того, чтобы вести боевые действия эффективно, необходимо обзавестись экипировкой. Христинину необходимо развивать в себе доверие Богу, а вместе с ним духовную интуицию, которая поможет ему распознавать истину и праведно действовать во всех своих делах. Перечисляя все эти элементы воинского снаряжения верующего человека, апостол стремиться донести до нас важную мысль. Христианская жизнь — это комплекс, который должен охватывать все проявления нашего я. Всё во мне должно быть готово к тому, чтобы отразить нападение внутреннего врага и одержать над ним победу: мой ум, мои чувства, мои эмоции, моё тело. Я призван быть постоянно настороже и ждать атаки противника. Ведь в любой ситуации и со всяким человеком мой эгоизм может проснуться и попытаться овладеть мной, сделать меня одержимым. А потому непрестанно во мне должна быть память о Боге, стремление исполнять только Его волю, которая заключается в том, чтобы я стремился проявлять деятельную любовь к тем, кто меня окружает.
Сам апостол демонстрирует эту бдительность и готовность своим письмом. Телом он находится в темнице, перед его глазами римские воины, а все его мысли о Боге, Его воле и о том, как бы ему быть полезным своим ближним. Даже оказавшись в такой тяжёлой ситуации, он всего себя отдаёт самозабвенному служению. Дай же и нам, Господи, во всякое время и во всяком месте в первую очередь думать не о себе, но о том, как нам остаться верными Твоим евангельским заповедям. Ведь именно их тщательное исполнение приводит к победе над той темнотой, которая гнездится в нашем сердце, и мешает тому, чтобы в нём со всей силой проявило себя Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 125. Богослужебные чтения
Оказывались ли вы в ситуации, настолько хорошей, что на языке так и крутилось выражение: «слишком хорошо, чтобы быть правдой»? Сегодня в храмах читается 125-й псалом, который — именно об этом. Давайте послушаем — и потом поразмышляем.
Псалом 125.
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Речь в прозвучавшем псалме идёт о возвращении еврейского народа из плена Вавилонского — около 538 г. до Рождества Христова. Или о каком-то ином неожиданном повороте истории в пользу народа Божьего. Самое начало псалма — именно то самое состояние неверия в происходящее, когда на глазах разворачивается нечто настолько желанное, долгожданное и потому — невероятное — что всё кажется сном, иллюзией, неправдой. Парадоксальная реакция, не правда ли? Казалось бы, самое время возблагодарить Бога и от души насладиться происходящим — но нет, какой-то внутренний тормоз не позволяет этому произойти. Гораздо легче понять, когда человек «замораживается» в шоковом состоянии при серьёзном горе — потому что психика не в состоянии справиться со значимой утратой — и, действительно, всё словно как бы в тумане. Но почему нечто схожее происходит и при «обрушении» мощной радости в жизнь — очень интересный вопрос.
Мне хочется ещё сильнее обострить эту проблему — вспомните евангельский эпизод с чудесным ловом рыбы и как апостол Пётр падает на колени перед Иисусом и... просит Его уйти, то есть фактически прогоняет. Потому что ему стало не радостно, а невыносимо страшно от близости такого Бога — перед щедростью и любовью Которого наша человеческая слабость оказывается крайне уязвлённой. Мотив такого поведения можно вполне понять: разрушается вдребезги представление о том, что милость Бога хоть в какой-то мере может быть обусловлена нашими добрыми делами и благостным состоянием. Ведь у каждого в глубине души всё же крутится мысль о том, что мы, конечно же, плохие — но кое-что доброе всё же и у нас припасено, чтобы предъявить Богу в критический момент.
История, описанная в 125-м псалме, и ситуация с чудесным ловом рыбы полностью разрушают эту по сути очень опасную мысль. Бог не манипулируем — не только нашими грехами, но и нашими добродетелями. Он действует по Своему усмотрению — и может явить Свою безграничную милость тогда, когда мы очень хорошо знаем, что нам и надеяться-то не на что.
И вот здесь псалом нам помогает увидеть ситуацию с иного ракурса: он делает очень неожиданный поворот. Нахлынувшая радость вовсе не «обнуляет» и не «обесценивает» значимость всей предыдущей боли и скорби. Снопы этой радости от избавления несёт всё тот же человек, который когда‑то шёл, горько плача; его радость — не стерильная, а... «со шрамами». И как раз эти «шрамы» и оказываются мощным «заземлителем», способом вернуться в реальность из состояния эйфории. Да, всё изменилось, да, Бог явил Свою милость и разрешил от давней проблемы — но вот шрамы-то остаются как напоминание. Самое главное напоминание о том, что сколько бы ни было пролито слёз — каждая из них — живоносное семя, которое однажды обязательно прорастёт, пробившись сквозь холод и боль, труд и тоску — вверх, к Богу, и под лучами Его милости раскроется в мощный источник Его любви к человеку!
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумавшись о том, что должно быть центром всей христианской проповеди, многие верующие дадут один и тот же ответ — в центре христианской проповеди может стоять только любовь. Но есть ли какие-то условия, которые способны сделать наше сердце любящим? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Сказав о том, что в центре христианской проповеди должна быть любовь, я уже слышу возражения, причём на первый взгляд вполне резонные. Если посмотреть на евангельские и апостольские отрывки, которые читаются за богослужением в течение года, мы далеко не в каждом из них обнаружим слово «любовь». Недавно мы говорили о смирении Лазаря, об освобождении бесноватого, вере Иаира и кровоточивой женщины... В скором времени, готовясь к Великому посту, мы будем говорить об обращении Закхея, о смирении мытаря, о покаянии блудного сына. Кроме того, сами проповеди, которые можно услышать в храмах, не всегда бывают связаны с Писанием, иногда они посвящены житию празднуемого святого, иногда каким-то приходским или общественным вопросам, в связи с которыми для верующих бывает важно услышать церковную позицию. Всё это так. И в то же время, все эти темы должны вращаться вокруг любви, потому что именно она есть сущностный признак учеников Христа. Неслучайно в послании к Коринфянам апостол Павел писал, что, если ученик не имеет любви, ни вера, ни жертвенность, ни знание чего бы то ни было, не будут иметь для него никакой пользы. Совсем не обязательно постоянно произносить слово «любовь». Порой его даже напротив, стоит приберечь для по-настоящему стоящего момента, но помнить, что цель всякого изучения богословия, как и всякой аскезы в том, чтобы стяжать любовь, совершенно необходимо.
Однако, из отрывка, который мы сегодня услышали, можно сделать важный вывод, о том, что сама любовь, к которой призываются христиане, должна обладать определёнными чертами. Отправляя ученика Тимофея в Ефес, для того чтобы он наставил местных христиан и исправил нестроения, о которых стало известно апостолу, Павел говорит, что цель увещевания, с которым едет Тимофей, — любовь. Читая это, мы, конечно, понимаем, что он имеет в виду не просто некоторые добрые отношения, которые всегда свойственны единомышленникам. Павел пишет, что эта любовь связана с определёнными качествами сердца, совести и веры. Для того, чтобы обрести такую любовь, о ней надо не просто размышлять или мечтать, к ней надо идти через аскетический и нравственный подвиг, без которого она будет лишь красивым призывом, но так и не станет подлинным содержанием жизни.
Если люди действительно стремятся жить по-христиански, они обычно знают о важности деятельной любви. Но как её обрести? Что именно делать? Во-первых, конечно, стоит помнить, что любовь — это духовный дар, который Господь желает дать каждому из нас. Мы можем желать любить, но не можем полюбить просто по собственной инициативе. И, во-вторых, надо осознать, что усвоить этот дар невозможно без стремления к другим дарам: чистоте сердца, доброму ответу совести и нелицемерной вере. Мы призваны избегать греха и в ответ на это усилие Бог очищает наше сердце, призваны жить по совести, и Господь подаёт ей утешение и покой, призваны вверять себя Ему без лицемерия и попыток выгадать удобные условия, и Он наполняет наше сердце доверием к Его промыслу. Человек, который идёт таким путём, может не говорить о любви громких слов, но она и без них наполнит его жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Лёве возможность стать более самостоятельным

Лёве Кунину из Саратовской области 16 лет, у него инвалидность. Совершать многие действия ему гораздо сложнее, чем другим. Но упорство, терпение и выносливость помогают ему добиваться больших успехов в развитии. Так, благодаря многолетним тренировкам и лечению Лев научился вставать с инвалидного кресла, ходить с тростями, удерживать ручку и выводить слова на бумаге. Для него это был огромный прорыв!
Сегодня Лёва учится в 9 классе, помогает семье по хозяйству и заботится о младшей сестре. Кроме этого, подросток увлекается спортом — летом участвует в Спартакиаде для детей с ограниченными возможностями, а зимой — в лыжном фестивале.
Чтобы закрепить все успехи в развитии и достичь новых, Лёве необходимо отправиться на реабилитацию. Сбор на курс лечения для подростка открыт на сайте фонда «Мои друзья», и вы можете его поддержать. Подарим Лёве возможность стать более самостоятельным!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











