
Еф., 230 зач., V, 20-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди смотрят на христианские представления о браке с подозрением. Особенно женщины. Им кажется, что в итоге речь идёт о подчинении мужу или чём-то подобном. Но так ли это на самом деле? На данный вопрос отвечает апостол Павел в отрывке из 5-й главы послания к Ефесянам. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
«Ну вот, мы сами слышали «жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», — скажут женщины и с ещё большей опаской будут думать о том, чтобы вступить в брак с верующим мужчиной. «Ну вот, мы сами слышали», — скажут православные мужья и пойдут к жёнам с ожиданием от них полного повиновения.
Но что на самом деле имел в виду апостол Павел? Давайте разбираться.
Если кто-нибудь думает, что во времена апостола Павла у всех народов, которые жили на территории Римской империи, было одинаковое восприятие прав и свобод женщин, тот, несомненно, ошибается. Конечно, общество в целом было патриархальным и тем более общество иудейское, в культурных традициях которого выросли апостолы. Однако в римском обществе того времени женщины обладали многими правами и в браке были скорее спутницами мужчин, чем их подчинёнными. Впрочем, главное, конечно, не это, а то, что апостол Павел как никто другой подчёркивал, что в Церкви все отношения меняются: господа и рабы, мужчины и женщины, иудеи и язычники призваны посмотреть друг на друга через призму благой вести.
Большинство нравственных и духовных советов апостола обращены как к мужчинам, так и к женщинам, потому что от них, ожидается одинаковое исполнение заповедей, ведь они имеют одну надежду и стремятся к одной цели. Именно поэтому сегодняшнее чтение начинается не с предписаний мужчинам или женщинам, но с общего для них призыва: благодарить всегда и за всё Бога-Отца и Господа Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Люди редко бывают довольны своим положением. Или родился не там, или не в то время, или не в той семье... Но апостол прекрасно понимает, что человек должен думать не о том, как могло бы быть, а о тех перспективах, которые Бог открывает перед ним в его положении. Впрочем, что же это за положение, если дальше апостол призывает учеников повиноваться друг другу. Повиноваться! Ну и перспектива! Однако апостол употребляет слово, которое можно перевести как «подчиняться, ставить на второе место». Только не в смысле уничижения, а в смысле служения другому. Как об этом и говорил Христос: «Если кто хочет быть среди вас первым, да будет всем слуга». Под подчинением себя всем апостол никак не имеет в виду бесконечное выполнение просьб и требований и указаний других, ведь они могут быть самого разного качества: эгоистичными и греховными. Речь о другом. После грехопадения человек во всём на первое место ставит себя, свою волю и свои интересы. Даже стремясь к спасению, он в первую очередь думает о собственном спасении. И вот Павел говорит: «Поставьте себя на второе место и думайте о спасении ближнего, заботьтесь в первую очередь о его благе. Причём делайте это взаимно». Естественно, апостол прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что всякий человек находится на своём месте и в своих условиях, а это значит, что для каждого этот путь будет своим, особенным.
Обращаясь к женщинам, он призывает повиноваться мужьям. Но не имеет в виду просто подчиняться, как починяются рабы. Он призывает в отношениях искать не столько своей пользы, сколько пользы другого. Мужьям говорит несколько иначе: «Любите своих жён».
Что же проще? Починяться или любить? А может быть это разные имена одного и того же жертвенного и подлинно христианского отношения к ближнему, которое мы должны в себе развивать? Как далеки рассуждения Павла от всех современных споров о равноправии, в отличие от них именно его подход позволяет уйти от ложных разделений и увидеть друг в друге, в первую очередь, людей, братьев и сестёр, о благе которых надо заботиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема