
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел напоминает Ефесянам о той перемене, которая произошла в их жизни с тех пор, как они приняли христианство. В этом смысле сегодняшний текст не миссионерский, но пастырский, так как он обращён не к тем, кто только интересуется верой, но к тем, кто уже обратился.
Но разве не странно, что апостол напоминает ученикам об их жизни в язычестве? По ощущениям память — это способность человека, которая может быть благословением и проклятием. Мы можем вспоминать встречи с близкими и любимыми людьми, минуты развлечения или отдыха и всего того, что связано с хорошими и радостными впечатлениями, с ощущением полноты жизни. Но в то же время, мы не застрахованы от воспоминаний, которые связаны с конфликтами, с нами собственными грехами, с моментами, в которые нам просто хотелось, что называется, провалиться сквозь землю, чтобы обезопасить себя самих или обезопасить других от себя, когда мы осознали, что делаем. Первые воспоминания мы воспринимаем — как положительные, вторые — как отрицательные и негативные. Но так ли всё просто на самом деле? Не являются ли негативные воспоминания важной часть нашего опыта, который позволяет нам жить дальше, не повторяя ошибок. Если бы в детстве я всякий раз забывал, что горячее обжигает, а острое режет, скорее всего я не дожил бы до настоящего времени. Но память об отрицательном опыте оказывается чрезвычайно важна для того, чтобы мы смогли жить дальше. Иногда мы бываем благодарны своей забывчивости, потому что она позволяет нам не нести с собой тот груз наших собственных или чужих поступков, который на нас давит. Но нередко воспоминания помогают нам понять, что происходит в нашей жизни, в чём причина тех или иных проблем и что делать, чтобы их больше не было.
Апостол призывает учеников вспомнить, что некогда они были язычниками и не знали Христа, они пребывали вне завета с Богом и не имели надежды, были безбожниками в мире. И если, не зная Ветхого Завета, они могли не переживать, о том, что не общаются с Мессией, то отсутствие надежды и безбожие было тем, что действительно их беспокоило. Дело в том, что несмотря на внешнюю весёлость, внутренне мировоззрение язычников того времени было очень пессимистичным, ведь само по себе язычество не могло предложить человеку никакого смысла жизни. Да, собственно говоря, язычество, рассказывающее о разных богах, к тому времени было скорее ритуальной практикой, не отвечающей духовным запросам ищущего человека. Потому-то люди и обращались к христианству, что оно спасало их от пропасти бессмыслицы, на краю которой он оказывался.
Конечно, как и все люди, собеседники апостола могли вспоминать разные ситуации из своего прошлого. Но специфика наших воспоминаний такова, что мы, хотя и не свободны от всплывающих в нашей памяти образов, всё же можем выбирать те из них, на которых хотели бы сделать акцент. Обращаясь к Ефесянам, апостол Павел не призывает их задерживаться на воспоминаниях о языческом прошлом, но тут же просит их вспоминать о Христе, в общение с Которым они вошли и благодаря Которому стали ближе к обетованиям Божиим.
Задумываясь о значении апостольских слов, мы должны обратиться к нашему собственному опыту. Что мы вспоминаем о жизни вне Церкви? Радует ли нас выбранный путь? Наверное, будет правильным сказать, что у каждого из нас свой опыт: у кого-то радостный, у кого-то трагичный. В то же время у всех нас есть одинаковая возможность выбирать из воспоминаний то, что представляется нам самым важным, и по совету апостола, нам стоит сделать акцент на воспоминании нашей встречи со Христом.
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема