Еф., 216 зач., I, 1-9.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Только что мы услышали начало Послания апостола Павла в Ефес, которое столь возвышенно и поэтично, что мало кто сможет без специальной подготовки повторить основные мысли этого фрагмента апостольского послания. Если же остановиться, взять текст, несколько раз его прочитать и вдуматься, то мы не сможем не обратить внимание на очень вдохновляющие и, вместе с этим, страшные строки. Они стоят того, чтобы их повторить: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».
Оказывается, адресаты апостола Павла, то есть христиане города Эфес, избраны Богом «прежде создания мира», избраны для того, чтобы быть перед Богом святыми и непорочными. А если избраны они, то избраны и мы — христиане всех последующих поколений. Мысль об избрании вдохновляет, а вот ожидаемое Богом следствие избрания пугает, ведь святость и непорочность для большинства из нас состояния далёкие и почти что фантастические. Тем не менее, стоит помнить о том, ради чего Бог привёл нас сначала к крещению, а после этого благословил «нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», и, памятуя об этом, соответствующим образом строить свою жизнь.
Впрочем, если полагать, что «прежде создания мира» Богом избраны исключительно лишь христиане, то очень легко прийти к мысли об определении, а такая мысль, конечно же, очень далека от православного богословского осмысления реальности. Поэтому нам стоит помнить слова святителя Николая Сербского, который таким образом прокомментировал этот отрывок Послания к Ефесянам: «Пусть никто не говорит, что Божие избрание уничтожает свободную волю человека, так что ни у христианина нет заслуги в том, что он христианин, ни язычник не подлежит осуждению за то, что он язычник. Нет, это в корне неверное толкование. Ведь и Израиля избрал Бог в древние времена, однако некоторые в израильском народе погибли, а некоторые спаслись. Избрал Он и Церковь Свою Святую, призывая в неё все народы и всех людей. Но спасётся ли кто из призванных и избранных, и кто именно спасётся — это зависит не только от Божия выбора, но и от человеческой воли и трудов».
Эти слова святителя Николая очень удачно описывают собой фактическое положение дел, действительно, Бог в Свою Церковь призывает все народы и всех людей, действительно, сам факт формальной принадлежности к Церкви без соответствующих дел не способен к чему бы то ни было привести, скорее, этот факт послужит к большему осуждению в том случае, если христианин не будет свят и непорочен пред Богом, как о том и написал апостол Павел.
Осознание своего избранничества — это не повод для гордости. Это повод глубже прочувствовать ответственность перед Богом не только за свою собственную жизнь, но и за жизнь других людей, особенно же тех, кто колеблется в вере, и тех, кто и вовсе находится вне Церкви, ведь эти люди, размышляя о христианстве, делают о нём вывод не по книгам, а по тем христианам, с которыми им доводится сталкиваться в повседневной жизни. И сделав вывод, они отвечают себе на вопрос о том, хотят ли они воспользоваться тем, что даровал всем людям Христос или же нет.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.