Еф., 234 зач., VI, 18-24.
Глава 6.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим окончание послания к Ефесянам, буквально несколько последних стихов. В них апостол призывает молиться и преподает ученикам последнее благословение.
Наша современная жизнь очень суетная и в ней, как кажется, довольно мало места и времени для молитвы. Для людей оказывается большим достижением, если они смогли утром и вечером, а иногда даже не «и», а «или» выкроить время для того, чтобы спокойно и без суеты пообщаться с Богом. В сегодняшнем чтении апостол говорит о том, какой может быть любая молитва и любое прошение христианина. Он пишет: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом».
Сразу стоит сказать, что он не говорит о конкретном содержании молитвы. Слово «всякой» означает любой молитвой, какой бы ни молились. Идет ли речь о пении псалмов, которое он упоминает в другом месте, или о чтении молитвы Отче наш, которую дал ученикам Сам Господь, неважно. Также стоит отметить, что апостол не указывает здесь на время, но говорит, что время может быть любым. Конечно, христиане, как и прежде них иудеи, имели практику молитвы в определенное время, но апостол по всей видимости специально дает самый широкий выбор, потому что отмечает в молитве те ее черты, которые касаются более глубоких сторон, того, что относится к любой форме и любому времени.
Итак, что же оказывается самым важным при любой молитве и в любое время? Апостол употребляет одно слово, но оно означает очень многое — это слово «духом». Он говорит «молитесь духом». С точки зрения христианского учения о человеке, дух — это высшая часть души и основа личности. И это значит, что молитва духом — это молитва личная, не формальная, не просто произносимая одними губами, это скольжение глазами по строчкам книги, в тот момент, когда мысли пребывают в другом месте. Нет. Молитва духом устремляет человека к Богу, он внутренне собирается в этом предстоянии, весь оказывается обращен к Творцу. Наше сознание сегодня очень раздроблено, оно обращено сразу на множество объектов, реальных, а еще больше виртуальных... Нам гораздо сложнее отрешиться от всего и посвятить себя всецело чему-то конкретному, поэтому слова апостола звучат очень актуально, ведь, продолжая, он говорит: старайтесь это делать со всяким постоянством. А если мы посмотрим в греческий текст, то увидим, что он имеет в виду не просто старание, но постоянное внутреннее бодрствование.
Кто-нибудь, услышав эти слова апостола, ужаснется и скажет: я с трудом несу формальное правило или даже его не могу понести, а вы говорите мне о непрестанном бодрствовании? Это не для меня.
Что сказать на это? Очевидно, что христианство предполагает подвиг. Можно сколько угодно умиляться высокой духовности мудрых цитат, поздравлять друг друга с праздниками, но верность Христу начинается с того, что мы совершаем правильный выбор между добром и злом, с того, что прощаем, отказываемся от мести, с того, что готовы жертвенно относиться друг ко другу... И научиться этому без усилий, без стремления к внутренней целостности, просто невозможно.
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час
«Естественные науки и вера». Александр Молчанов
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы был преподаватель биологического факультета МГУ им. М.Ю.Ломоносова Александр Молчанов.
Разговор шел о том, как естественно-научные знания, в частности в области биологии, могут помочь в приходе к вере в Творца и понимании Его участия в создании мира, а также о том, как можно заинтересовать детей изучением биологии и чем это может быть полезно.
Все выпуски программы Пайдейя
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова