
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 224 зач., IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Праведность и добродетельность живут в человечестве испокон веков. Во все времена можно было встретить людей, которых окружающие называли благочестивыми, святыми. Когда возникло христианство, последователям Спасителя часто приходилось отвечать на вопрос: если ваш Христос источник подлинной мудрости и добродетели, как же вы объясните тогда, что благородные и духовно одаренные люди жили и живут до сих пор и среди других народов, которые ничего не знают о вашем Боге? Ответ христианских богословов был прост: Бог сотворил мир благим и все благое в этом мире от Него. А потому именно Христос является источником той небесной красоты и гармонии, отблески которой мы можем наблюдать даже в тех, кто забыл о Едином Творце и не знает Его лично. Со всей силой эта мысль выражена святым мучеником Иустином Философом: «всё, что было до Христа сделано доброго — сделано Словом; Слово — это Христос; следовательно, всё что-либо когда-нибудь сказанное истинное — наше, христианское; а значит и философы, говорившие много истинного — христиане до Христа». Как на яркий пример таких христиан до Христа он указывал на древнегреческих философов Сократа и Платона. Это мыслители, которые смогли подняться на недостижимый для своих современников интеллектуальный и нравственный уровень и отчасти предвосхитили те истины, которые будут открыты людям Спасителем. Поэтому некоторые даже называли их учение «прологом к Новому Завету». А в древних православных храмах порой можно встретить их иконописные образы, расположенные в нижнем ярусе иконостаса. Причем не только Сократа и Платона. Существуют иконы древнеримского поэта Вергилия, римской прорицательницы Сивиллы, Гомера, Солона, Плутарха, Пифагора и Аристотеля. Подобных людей, которые при жизни не встретили Христа лично, но искренне стремились к Нему, Господь и выводит из темницы ада во время своего воскресения.
Именно в этом контексте некоторые толкователи и предлагают понимать слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Речь идет не только о той благодати, которая дана Церкви. Но и о той, которая является источником всякой подлинной человеческой мудрости. В определенной мере она живет в тех, кто находится вне Церкви и по какой-то причине пока не встретил Христа, однако предчувствует Истину и идет по пути к Ней. Именно таких людей Господь и выводит из адской бездны: открывается им лично, чтобы они уверовали в Него и получили ту благодать, которую предчувствовали, но которой в полноте обладают лишь участники Церкви Христовой.
Для нас это является источником надежды. Ведь и в наших нецерковных и неверующих ближних всегда есть что-то благое, а, следовательно, и они Божии. И, если они по какой-то причине не смогли найти Истину, лично встретить Спасителя, будем надеяться на то, что в какой-бы страшной и темной пропасти они не оказались, Он Сам их найдет. И если они будут готовы отозваться на Его призыв, выведет их на свет Божий, как вывел из темноты ада всех тех, кто жил до Его пришествия.
Владимир Маковский. «Пастушки»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Виктор! Вот ты где. А я тебя, между прочим, ищу!
— Прости, Андрей! Бродил от картины к картине, и сам не заметил, что ушёл далеко. А потом вот это полотно увидел — и оторваться не смог.
— Какое? А, это же «Пастушки» Владимира Егоровича Маковского! Между прочим, одна из жемчужин Рязанского художественного музея. И чем же эта картина так тебя привлекла?
— Да ты посмотри только, какая она светлая, яркая. Мимо пройти просто невозможно. Ну, и ты же знаешь, когда-то, в детстве, я и сам пастушком был.
— Да-да, ты об этом рассказывал! У бабушки в деревне, когда приезжал к ней летом на каникулы.
— Бабушка моя сама всю жизнь трудилась, и не любила, когда другие без дела сидели. Меня, мальчишку, раз в неделю отправляла взрослым пастухам помогать — колхозное стадо стеречь. Лет десять-двенадцать мне тогда, наверное, было. В общем, в 70-х годах прошлого теперь уже, двадцатого века.
— А ровно за сто лет до этого, в 70-х годах позапрошлого, 19-го века, передвижник Владимир Маковский начал писать жанровые сцены из жизни крестьянских ребятишек. Интерес к теме детства возник тогда у художника с появлением на свет его собственных сыновей. И, можно сказать, на всю жизнь определил одно из основных направлений в творчестве живописца. Полотно «Пастушки» Маковский создал уже в ХХ-м веке, в 1903-м году.
— Необыкновенно живая картина! И как всё на ней знакомо... Солнечный, вероятно, летний денёк. Три мальчугана на лесной опушке пасут коров. Животные мирно щиплют траву. А мальчики заняты важным делом. Двое ребятишек помладше сосредоточенно наблюдают, как старший паренёк, сидя на пеньке, выстругивает что-то ножиком. Наверное, дудочку или свистульку. Мальчишки увлечены. Только вот коровы тем временем того и гляди разбредутся....
— Забавный сюжет. Вспоминаю слова литератора и историка искусства Петра Гнедича. Он писал, что многие полотна Владимира Маковского отличаются естественным, добрым юмором. Мне кажется, этот как раз про картину «Пастушки». А ещё Маковского называли драматургом живописи. У героев его картин всегда очень характерные позы, выразительные жесты и мимика.
— Да уж, стоит только взглянуть внимательно на лица мальчишек! Младший, в длинной красной рубахе смотрит с явным сомнением: получится ли у его друга вырезать свистульку? Паренёк, стоящий рядом с ним, выражает заинтересованность и одобрение. Ну а третий пастушок сосредоточен и весь погружён в своё дело.
— А вокруг — яркая зелень леса, над верхушками деревьев — голубое небо с прозрачными облаками. Умиротворённая атмосфера.
— Но, скажу тебе, Андрей, пасти стадо — это всё-таки работа, и непростая. Вон, посмотри, на старшего паренька. Лицо у него усталое. Кстати, он одет теплее остальных — в тулупе и лаптях, хотя двое других мальчишек в лёгких рубашечках, а один из них и вовсе босиком. Знаешь, почему?
— Пожалуй, предположу, что мальчик в тулупе, как самый старший, выгонял стадо ранним утром, ещё затемно. На улице было сыро и прохладно. Пришлось одеться потеплее. А другие ребятишки пришли ему на подмогу позже, днём, когда солнце уже вовсю светило и припекало.
— Точно, Андрей! И старший паренёк к этому времени уже порядком утомился. Но дети есть дети — беззаботность и радость всегда берут верх. Наверное, поэтому Маковский написал картину «Пастушки» в таких позитивных, ярких красках. А ещё мне кажется, что младший мальчик — тот, что смотрит скептически — из состоятельной семьи, в отличие от других. На нём добротная красная рубаха, начищенные сапоги блестят...
— Вот сколько подробностей мы выяснили! Поразительно, правда? Недаром современники называли Владимира Маковского «художником-новеллистом», и говорили, что его полотна рассказывают истории, что их можно читать, как книги.
— Как добрые книги, написанные с любовью.
— Фёдор Михайлович Достоевский в своё время говорил, что в картинах Владимира Маковского чувствуется любовь к человечеству. Художник тонко ощущал и выражал поэзию и красоту повседневной жизни народа.
— Вот и в моей памяти осталась красота тех далёких дней детства — бескрайние луга, тишина, бездонное небо. Хотя, признаться честно, тогда я на бабушку свою обижался: каникулы, а она меня — в пастухи! А теперь ей благодарен. К трудолюбию приучила. И воспоминания остались светлые.
— С этим светом в душе и вернёмся в Москву!
Картину Владимира Маковского «Пастушки» можно увидеть в Рязанском художественном музее имени Ивана Пожалостина
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 54. Богослужебные чтения

Предательство — это не только подлость и преступление, это ещё и тяжкий грех. Невыносимым бременем он ложится на душу самого предателя и наносит неизлечимую рану тому, кого предали. Как же уберечь себя от этого негативного опыта и что делать, если подобное произошло в нашей жизни? Свой ответ на этот вопрос мы находим в 54-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 54.
1 Начальнику хора.
На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днём и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведёшь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.
Есть предположение, что только что прозвучавший псалом Давид написал, когда спасался бегством в пустыне Иудейской от царя Саула. Первоначально между юным Давидом и Саулом были очень близкие, дружеские отношения. Однако из-за одержимости царя, которого терзал дух подозрительности, мнительности и ревности, из друга Давид стал соперником и врагом. А потому и сетует псалмопевец: «Не враг строит мне козни, превозносится надо мной и ненавидит меня. От врага можно убежать и скрыться. Мне строится козни тот, кого я воспринимал как самого себя, мой самый близкий друг, с которым я был предельно искренен».
Действительно, если тебя преследует враг, то вся проблема в том, чтобы спрятаться от него где-нибудь подальше. Но невозможно скрыться от той боли, которую своим предательством тебе нанёс самый близкий человек. Ведь другу мы максимально открылись. Мы поведали ему самое сокровенное. Впустили его в самое средоточие своей души. И теперь всё происходящее мы воспринимаем близко к сердцу. Мы бы и рады относиться к предателю как к врагу. Как к постороннему. Но не можем. Мешает память и чувства. А потому эта заноза крепко сидит в нас. И от этой боли никуда не скрыться. Многим эта ситуация хорошо знакома по личному опыту. А потому весьма полезно будет приглядеться к тому, как решает эту проблему Давид.
Пожалуй, самое важное, — это то, что свою боль он не держит в себе. Он не пытается никого оправдать. Или доказать себе, что ему показалось. Перед лицом Бога предательство он называет предательством. Подлые поступки называет подлостью. В нём нет никакого желания возвращаться к общению с обидчиками. «Держи этих людей от меня подальше, Господи», — так можно понимать его слова. И это весьма мудрое решение. Ведь Давид говорит, что «нет в них переме́ны; они́ не боя́тся Бо́га, простёрли ру́ки свои́ на тех, кото́рые с ни́ми в ми́ре, нару́шили сою́з свой». А потому вести себя с ними по принципу «давай забудем всё, что было между нами плохого, и вернём былые добрые времена», не получится. Любой контакт с вероломными людьми, в которых нет и тени покаяния, опасен как для телесного, так и душевного здоровья.
Но вместе с этим в Давиде нет злобы. Он не сыпет проклятиями. В своём сердце он обретает покой. Ведь все эти скорби открывают ему фундаментальную истину: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику». Только Богу во всей полноте может быть открыто наше сердце. Только Он — наша единственная опора и утешение. Лишь Ему мы можем довериться в полноте и положиться на Него. Да, это понимание мы приобретаем, получив опыт боли и разочарований. Но нередко лишь так мы становимся теми, через кого Бог действует в этом мире, и люди получают поддержку, силы и надежду.
Псалом 54. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 54. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: "кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури".
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,- от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.