Судьба Порт-Артурской иконы Божией Матери неотделима от истории России начала двадцатого века. Образ был написан в тысяча девятьсот третьем году. Случилось это так. За два месяца до начала Русско-Японской войны в Киевско-Печерскую лавру пришёл старик-матрос. Он рассказал, что молился о русском флоте на Дальнем Востоке и потом ему было видение. Во сне к старику явилась Пресвятая Богородица. Царица Небесная стояла босыми ногами на острых мечах. В руках она держала плат с ликом Спасителя. Справа и слева от Владычицы стояло небесное вОинство. Богородица поведала старому моряку о грядущей войне, тяжёлых потерях и испытаниях. Она повелела изготовить икону, отображающую видение, и отправить её в Порт-Артур. Российская империя взяла у Китая в аренду этот стратегически важный морской порт. Там базировалась русская Тихоокеанская эскадра. Именно на Порт-Артур был направлен первый удар в русско-японской войне. Несколько раз добровольцы пытались переправить икону и её списки из Владивостока в Порт-Артур, но тщетно, вскоре крепость пала. После войны и революции об иконе ничего не было известно. В тысяча девятьсот девяносто восьмом году, в антикварной лавке Иерусалима, паломники из Владивостока случайно обнаружили этот легендарный образ. В тот же год Порт-Артурская икона вернулась на Дальний Восток.
«Горячая линия» церковной помощи. Диакон Игорь Куликов, Евгения Самоделкина
У нас в студии были создатель круглосуточной «горячей линии» церковной социальной помощи диакон Игорь Куликов и координатор социальной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в Подмосковье Евгения Самоделкина.
Наши гости рассказали, как создавалась и как работает «горячая линия» социальной помощи — служба, в которую может обратиться любой человек с любой нуждой в разных регионах нашей страны. Также отец Игорь и Евгения поделились удивительными историями тех людей, кому удалось помочь.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Юрий Пименов. «Железнодорожная станция»
— Взгляните, Андрей Борисович. Оказывается, здесь, в Барнаульском художественном музее, есть работа Юрия Пименова!
— А, картина «Железнодорожная станция»! Сильная вещь! Хотя и скупая на краски, почти монохромная. В сизых тонах изображены полотно железной дороги, лестница и надземный переход. Всё пространство затянуто дымом из труб тепловозов. Какого цвета одежда на людях можно понять лишь по бликам. Зритель скорее догадывается, что на женщине, всматривающейся вдаль, пальто бордовое, а на мальчике, который несет котёнка — шоколадное.
— Да, есть в этой работе какая-то кинематографичность.
— Верно! Как будто в фильме внезапно переключили изображение с цветного на чёрно-белое, а твой мозг пытается воссоздать колорит по памяти.
— И только стоп-сигнал семафора отчётливо горит красным огнём. Эта яркая деталь на общем сером фоне внушает тревогу. Как и бесконечные прямые линии, пересекающиеся между собой: рельсы и шпалы исполосовали землю, железная лестница с прогалами между ступенями решёткой расчертила пространство.
— Тревога — главный герой картины, что вполне оправдано. Полотно написано в 1940 году. Уже началась Вторая мировая война, в обществе витает предчувствие беды, которая вскоре обрушится на страну.
— Но это же уму непостижимо, Андрей Борисович! Как художник смог передать предчувствие?
— Думаю, здесь все дело в правдивости и внимании к деталям. Юрий Пименов ухватил приметы времени. Это фасоны пальто, предметы в руках героев — плетёная корзинка, бидон. И мы с вами, имея определённый багаж знаний, угадали временной период.
— Не просто угадали — погрузились в его атмосферу.
— А эффект погружения возникает благодаря таким подробностям изображения, как дым, стелющийся над рельсами, котёнок в руках у мальчика. Смотришь, и почти физически ощущаешь специфический запах железной дороги, нежную шёрстку под рукой. Юрий Пименов мастер подобных эффектов.
— И здесь эти эффекты создают особое дорожное настроение, показывают душевное состояние человека, который находится далеко от дома.
— Дорога — любимая тема художника. Пименов рассматривает её не только в буквальном, но и в широком философском смысле, как путь от рождения в вечность. Или как поток жизни, в котором ценен каждый миг — и счастливый, и драматичный, как на картине «Железнодорожная станция».
— Ценен каждый миг, говорите? А вот мне всегда хочется поскорее закрыть тревожную страницу жизни, если случается что-то печальное.
— Это желание понятно. Но опыт показывает: когда приходит испытание, лучше довериться Богу и принять всё, что Он посылает. Принять с лёгким сердцем, в детской простоте. И тогда будут и силы, чтобы преодолеть трудности, и радостные открытия. Страдания как будто выводят жизнь на новый уровень. Мне кажется, эта мысль присутствует и в картине Юрия Пименова «Железнодорожная станция».
— Поясните?
— Лестница, по которой люди поднимаются от железнодорожных путей к переходу — это же древний символ. Она ведет вверх, к небу, которое синими всполохами проглядывает среди клубов дыма. И в этом образе сердце находит надежду.
Картину Юрия Пименова «Железнодорожная станция» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.
Все выпуски программы: Краски России
Проверка жизнью. Елена Смаглюк
Однажды, нам как многодетной семье необходимо было переоформить документы на получение пособий. Процедура в целом не сложная. Главное собрать все документы. А их требовалось около сотни.
Как только все готово, документы отправляются на проверку, которая проходит в автоматическом режиме. То, что мы предоставили сопоставляется со списком того, что мы должны предоставить по условиям программы. И в зависимости от этого либо запускается процесс дальнейшего оформления пособия, либо приходит отказ.
Для меня работа с документами — самая нелюбимая. При помощи мужа, мы собрали, казалось, всё необходимое. Я помолилась и подала документы на проверку. В установленный срок мы получили ответ — отказ.
Бывает. Видимо, что-то не так оформили. Снова подготовили пакет документов, снова отправили. Я поняла, что молитву надо усилить. Помолилась. И ... снова отказ.
А вот тут-то стало уже немного не по себе. Но после третьего отказа молиться стало трудно. Я и просила, и умоляла, и уверяла Бога в искренней вере в Его поддержку.
Четвертый отказ.
Отказы приходили нам по разным причинам, то какого-то документа не хватало, то что-то оформлено по устаревшим стандартам, то что-то потеряло силу в виду истечения срока действия и так далее.ф
Как же я умоляла Бога о помощи, и уверяла Его в молитве — я верю, что на этот раз Он все точно управит. И, снова отказ. Пятый.
Я расплакалась. Было чувство огромной обиды на Бога! Шла по улице, плакала и думала, что же я сделала не так? Где в моей молитве была не права, где ошиблась, почему Господь мне не помог?
И вдруг поняла, что я не была готова принять любое Его решение. В данной ситуации, я должна была честно пройти это испытание, пройти этот путь и остаться верной Богу. А я? Решила воспользоваться Богом, как волшебной палочкой? И не допустила мысли, что воля Господа могла быть другой.
В тот момент молитва вообще застряла, как ком в горле. Я молчала и физически, и мысленно. И Бог ответил. В голове ярко вспомнилась молитва Христа в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Пронеси чашу сию мимо Меня! Впрочем, не как Я хочу, но как Ты!»
Документы у нас приняли только на седьмой раз, но как же мне хочется верить, что, если бы их не приняли, я бы всё равно могла прошептать: «Впрочем, не как я хочу, но как Ты».
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение