В конце семидесятых годов девятнадцатого века вблизи храма Гроба Господня в Иерусалиме кипела работа – велось новое строительство. Многочисленные рабочие расчищали место под фундамент. Как вдруг на глубине в несколько метров из-под земли показался артефакт – остатки неизвестных каменных колонн. Загадочная находка приостановила стройку и обратила на себя внимание всех видных археологов того времени. Французы, англичане, немцы – все стремились выкупить участок. Конкуренцию им составил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин. Как и все остальные, он догадывался, что это может быть за реликвия.
Храм Гроба Господня, возведенный над пещерой, в которой был погребен Христос, находится в самом центре старого Иерусалима. Однако, известно, что казнили и погребали в те времена вне города. «Получается, что евангельская история ошибочна?» – спрашивали скептики. Даже то, что нынешние стены Старого города были возведены лишь в XVI веке, не умеряло сомнений. «Где же тогда были древние стены»? – задавали вопрос библейским археологам.
Ответ на этот вопрос и искал увлеченный древностями архимандрит Антонин. Земля была куплена на средства Русского Палестинского общества по 86 с полтиной рублей за сажень. В 43 раза дороже, чем за такой же участок чуть в стороне!
В 1882 году вместе с архитектором Конрадом Шиком он возглавил раскопки. Исследователи наткнулись на остатки массивной стены, способ обработки которой свидетельствовал о том, что возраст её более двух тысяч лет, а также на каменный порог, со следами выбоин и петель от ворот.
Архимандрит Антонин писал:
«Порог древних городских ворот в моем присутствии был открыт к общему нашему удовольствию под лестницей. Она состояла из четырех ступеней, сложенных, очевидно, в позднейшее время из камней значительной величины, ничем между собой не связанных. Самая нижняя из ступеней состояла из двух огромных величин камней или толстых плит, входивших в продолжение линии древней стены. Я приказал работникам снять третью ступеньку, и вот тут-то и оказались ясные и неоспоримые следы существовавшей в отдаленнейшие времена тут большой двери в два с половиной метра ширины. Оставивши бывший порог их от земли и вымывши весь водой, мы нашли его чрезвычайно истертым ногами и лоснящимся, особенно же выбитым посредине…»
Далеко не все готовы были поверить, что двум археологам-любителям удалось раскопать фрагмент древней еврейской стены и порог внешних городских ворот, подтверждавших, что Храм Гроба Господня находится вне пределов древнего Иерусалима! Окончательную точку в дискуссии поставил профессор Киевской Духовной академии Аким Олесницкий, доказавший, что найденные развалины – это фрагменты древнееврейского сооружения, входившего в систему укреплений городской стены, а проще говоря, башни с воротами! Расположены эти ворота были недалеко от места казни Христа и ряда иудейских гробниц, обнаруженных несколькими годами ранее.
Один из отчетов архимандрита Антонина (Капустина), присланных в Санкт-Петербург, гласил:
«Из всего изложенного следует заключить, что на месте наших раскопок находились именно те ворота, через которые, выйдя из города, последовал на Голгофу Спаситель. На основании указаний древних писателей в пролётах ворот находились судьи и исполнители приговора, почему ворота и носили название судных Врат».
Археологи девятнадцатого века, найдя Судные врата и часть древней стены, доказали, что Храм Гроба Господня построен на месте казни и погребения Христа, которые находились за стенами древнего Иерусалима.
Сегодня же – это центр города. И центр паломничества для христиан всего мира. Возможность увидеть под крышей одного храма две величайшие святыни – именно ту гору Голгофу, на которой Господь был распят и, без сомнения, ту пещеру погребения, где Он воскрес.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер