В конце семидесятых годов девятнадцатого века вблизи храма Гроба Господня в Иерусалиме кипела работа – велось новое строительство. Многочисленные рабочие расчищали место под фундамент. Как вдруг на глубине в несколько метров из-под земли показался артефакт – остатки неизвестных каменных колонн. Загадочная находка приостановила стройку и обратила на себя внимание всех видных археологов того времени. Французы, англичане, немцы – все стремились выкупить участок. Конкуренцию им составил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин. Как и все остальные, он догадывался, что это может быть за реликвия.
Храм Гроба Господня, возведенный над пещерой, в которой был погребен Христос, находится в самом центре старого Иерусалима. Однако, известно, что казнили и погребали в те времена вне города. «Получается, что евангельская история ошибочна?» – спрашивали скептики. Даже то, что нынешние стены Старого города были возведены лишь в XVI веке, не умеряло сомнений. «Где же тогда были древние стены»? – задавали вопрос библейским археологам.
Ответ на этот вопрос и искал увлеченный древностями архимандрит Антонин. Земля была куплена на средства Русского Палестинского общества по 86 с полтиной рублей за сажень. В 43 раза дороже, чем за такой же участок чуть в стороне!
В 1882 году вместе с архитектором Конрадом Шиком он возглавил раскопки. Исследователи наткнулись на остатки массивной стены, способ обработки которой свидетельствовал о том, что возраст её более двух тысяч лет, а также на каменный порог, со следами выбоин и петель от ворот.
Архимандрит Антонин писал:
«Порог древних городских ворот в моем присутствии был открыт к общему нашему удовольствию под лестницей. Она состояла из четырех ступеней, сложенных, очевидно, в позднейшее время из камней значительной величины, ничем между собой не связанных. Самая нижняя из ступеней состояла из двух огромных величин камней или толстых плит, входивших в продолжение линии древней стены. Я приказал работникам снять третью ступеньку, и вот тут-то и оказались ясные и неоспоримые следы существовавшей в отдаленнейшие времена тут большой двери в два с половиной метра ширины. Оставивши бывший порог их от земли и вымывши весь водой, мы нашли его чрезвычайно истертым ногами и лоснящимся, особенно же выбитым посредине…»
Далеко не все готовы были поверить, что двум археологам-любителям удалось раскопать фрагмент древней еврейской стены и порог внешних городских ворот, подтверждавших, что Храм Гроба Господня находится вне пределов древнего Иерусалима! Окончательную точку в дискуссии поставил профессор Киевской Духовной академии Аким Олесницкий, доказавший, что найденные развалины – это фрагменты древнееврейского сооружения, входившего в систему укреплений городской стены, а проще говоря, башни с воротами! Расположены эти ворота были недалеко от места казни Христа и ряда иудейских гробниц, обнаруженных несколькими годами ранее.
Один из отчетов архимандрита Антонина (Капустина), присланных в Санкт-Петербург, гласил:
«Из всего изложенного следует заключить, что на месте наших раскопок находились именно те ворота, через которые, выйдя из города, последовал на Голгофу Спаситель. На основании указаний древних писателей в пролётах ворот находились судьи и исполнители приговора, почему ворота и носили название судных Врат».
Археологи девятнадцатого века, найдя Судные врата и часть древней стены, доказали, что Храм Гроба Господня построен на месте казни и погребения Христа, которые находились за стенами древнего Иерусалима.
Сегодня же – это центр города. И центр паломничества для христиан всего мира. Возможность увидеть под крышей одного храма две величайшие святыни – именно ту гору Голгофу, на которой Господь был распят и, без сомнения, ту пещеру погребения, где Он воскрес.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема