Мой дядя скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет. Когда к бабушке пришло осознание смерти сына, она почти перестала есть и пить, всё время плакала и роптала на Господа. Через два месяца таких душевных терзаний она попала в больницу.
В больничном дворе я случайно встретила друга моего покойного дяди. Он в церкви при больнице служил пономарем. Как узнал, что бабушка совсем плоха, стал уговаривать, чтобы священника позвали к ней.
Бабушка моя не была глубоко верующим человеком. На сколько я знаю, за всю жизнь причащалась раза три. Но был святой, которого она знала. Бабушка Аня родилась 1 августа. И это — день памяти Преподобного Серафима Саровского.
Звать сейчас священника к бабуле, как предлагал знакомый, я не могла. У нее была слишком серьезная обида на Бога. О каком причастии может идти речь? Я даже заикнуться об этом боялась.
Ответила знакомому, что бабушка против, попыталась объяснить, что это невозможно, а тот всё настаивал. Только расстались, снова позвонил. Стал уговаривать.
Моя мама сдалась под этим натиском, поговорила с больничным священником. Он отказался. Против воли как причащать? Такую немощную можно было бы и без исповеди причастить, но у неё обида на Господа. Надо бы отпустить этот грех, тогда и о причастии можно говорить.
Шли дни. Бабушка слабела, но ни исповедоваться, ни причащаться не хотела. Однажды мама, выходя из палаты, встретила тот самого священника, идущего по коридору со Святыми Дарами и мальчиком-прислужником.
Оба удивились такой случайности. Больница огромная, священник не каждый день ходит по палатам, вероятность такой встречи очень мала. Мама робко предложила зайти в палату, батюшка согласился, раз уж так получилось.
С порога предложил больной исповедаться и причаститься. Бабушка ни в какую! Слабая такая, а тут силы нашлись протестовать. Батюшка ей и говорит — «Хочешь, я тебе историю расскажу, как я к Богу пришёл?». Она молчит. И он стал рассказывать.
«Когда я был молодым парнем, из деревни в Москву уехал. Там оказался в компании просвещённой: учёные, интеллигенция атеистическая. И настал момент поехать домой, мать проведать. Она женщина набожная, повела меня в местную церковь. Зашёл, встал у иконы Серафима Саровского. Перед ней небольшая тумбочка, вязаная салфетка, поверх — зажженая свеча. Стою, гляжу на образ, а сам думаю: что я здесь делаю? Там веселуха, а я тут время теряю.
Вдруг боковым зрением замечаю внизу блики света, опустил взгляд — салфетка горит, а свечи нет. Наклонился — свеча под тумбочкой. И слышу голос — "Вернёшься в Москву — сгоришь, как эта салфетка".
Пот прошиб, мороз по коже. Как-то сразу стало понятно, что так и будет. Подхватился, всё потушил, выбежал из храма. Съездил в Москву за вещами и сразу вернулся, стал прислуживать в алтаре, позже стал священником. Так-то, Аннушка, — закончил свой рассказ батюшка. — Последний раз спрашиваю — будешь причащаться?».
Серафим Саровский. Святой, в день которого бабушка родилась. Почитала ли она его? Не знаю, но сейчас в ответ на предложение священника она вздохнула и согласно кивнула.
Мы вышли, чтобы батюшка смог бабулю исповедовать. Потом причастил её. Бабушка как будто, посветлела. Поговорила с нами, повспоминала юность свою. Оказалось, прощалась... К вечеру впала в забытьё. Через три дня её не стало.
Как же велико заступничество наших святых. Какая любовь и забота. Благодарю тебя, батюшка Серафим, что по твоим молитвам оттаяло сердце Бабушки. И Господь даровал ей прощение.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема







