Недалеко от моего дома, в Москве, находится удивительное место, о котором, к сожалению, мало кто знает. Я собиралась туда съездить уже довольно давно, но все как-то не складывалось: не получалось организовать поездку. Пока однажды моя подруга ни позвонила и ни сказала строго: "Все, едем в Южное Бутово завтра". И мне ничего не оставалось, как подчиниться - спасибо ей за это огромное. Мы поехали в Бутово 19 мая 2015 года. Это был день рождения Государя - святого страстотерпца Николая Второго. Также 19 мая 2007 года состоялось освящение храма новомучеников и исповедников Российских в Бутове (как мы узнали потом).
"Русская Голгофа" - так называют расстрельный полигон в Южном Бутове. Только за 2 года - 1937-1938 - на нем было расстреляно более 20 тысяч человек. Здесь покоятся самые разные люди: практически всех сословий, 70 национальностей, возрастом от 14 до 84 лет (самого пожилого мученика - 84-летнего владыку Серафима Чичагова - на казнь привезли на скорой помощи). Из убитых здесь не менее 1000 человек пострадали за веру в Христа - новомученики. Из них пока прославлено в лике святых около 300 человек. В память о них построена белоснежная шатровая красавица-церковь.
В верхнем этаже храма росписи из жизни святых мучеников и страстотерпцев двадцатого века, многие из них уникальны. Я долго ходила и их рассматривала: вот они, практически наши современники, все это было совсем недавно - еще при жизни наших бабушек и дедушек. Некоторые под дулами винтовок, как царская семья. Кто-то с камнем на шее - как Ермоген Тобольский, утопленный красноармейцем в реке Туре, а потом обретённый на берегу чудесным образом, с тем же огромным камнем на шее...
Но самое сильное впечатление ждало меня в нижнем храме. Ноги меня не удержали: я вынуждена была сесть. На меня смотрели лики святых Бутовских мучеников. Они написаны вкруговую по месяцам, когда их расстреливали. В витринах находятся вещи новомучеников, найденные во время раскопок — ботинки, одежда, крестики и книги...
А потом мы с подругой пошли по самому полигону. Вот они - эти рвы, где слоями лежат замученные. И святые, и их каратели, уголовники и невинные. Подростки, старики, женщины, мужчины, монахи, купцы, дворяне, крестьяне, рабочие, мещане... Все здесь. Все в одной общей могиле.
Экскурсовод рассказал нам, что, когда мемориал только организовывался, поступило предложение разделить мощи святых от останков их палачей. Провести экспертизу и захоронить их отдельно. Но патриарх Алексий Второй воспротивился этой идее. Он сказал, что разделить их нельзя - это часть нашей общей истории, наша общая боль.
Южно-Бутовский полигон - Русская Голгофа - очень важное место для нашей исторической памяти. Очень нужно, чтобы все мы об этом помнили, чтобы наших детей возили сюда на экскурсии, а не замалчивали стыдливо, как неудобные страницы истории. Чтобы это больше никогда не повторилось.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.