
— Какой прок от собаки?
— Она заставляет радоваться жизни. Не так уж плохо, правда?
— Удивительный ребёнок!
— Что заставляет радоваться вас, тётя Полли?
— Не думаю, что это так уж важно — радоваться чему-нибудь.
В фильме «Поллианна», снятом по одноимённому роману американской писательницы Элинор Портер, рассказывается о том, как одиннадцатилетняя девочка научила по-настоящему радоваться жизни свою неприступную одинокую тётю, их диалог мы с вами сейчас слышали, а потом научила искусству радоваться и всех соседей. Режиссёр картины Сара Хардинг сохранила основные сюжетные линии книги, но перенесла действие из США в Англию, что только добавило достоверности и обаяния персонажам, скорее англичанам по духу. В картине занята блестящая плеяда британских актёров — к сожалению, не известных мировому зрителю, но популярных у себя на родине. Так, роль тёти Полли исполнила Аманда Бёртон — яркая ирландская актриса, продюсер и художник, обладательница британской Национальной Телевизионной Премии.
Сюжет фильма «Поллианна» прост, но образ главной героини и её жизненная философия не оставят равнодушными ни взрослого зрителя, ни ребёнка. Поллианна — бедная сирота, однако не унывает. Более того, её оптимизма хватает на целый город. Девочка искренне не понимает, почему тётя и другие взрослые, в большинстве своём ещё не старые и благополучные люди, всё время чем-то недовольны. Каждый из них придумал себе повод, чтобы закрыться от людей и чувствовать себя несчастным. Самой Поллианне для счастья нужно очень мало: свежий воздух и свободное время — чтобы играть и делать добрые дела. Но поначалу в доме тёти она лишена даже этих простых вещей. Окна в особняке всегда закрыты из-за мух, а распорядок дня подчинён жёсткому расписанию.
— Ты должна читать мне вслух в течение часа после завтрака, затем — самостоятельное обучение под строгим контролем, после обеда ты будешь заниматься рукоделием со мной и кулинарией с Нэнси, затем — прогулка, музыка, уборка, ужин и затем в постель.
— А когда я буду просто жить?
— Что?
— Я понимаю, что буду дышать, но дышать и жить — не одно и то же.
В прозвучавших сейчас словах Поллианны нет страха или опасения. У девочки есть секрет, который помогает ей не только с лёгкостью принять непростой характер тёти, но и постепенно преобразить жизнь всех обитателей городка. Покойный отец девочки, сельский священник, успел научить её замечательной Игре в радость. Суть игры в том, чтобы в любой ситуации находить причины для хорошего настроения. Поллианна согревает окружающих душевным теплом и заставляет улыбнуться. Она помогает больным, соединяет судьбы влюблённых, находит отца для беспризорного мальчика. Проходит совсем немного времени, и недовольные и замкнутые соседи превращаются в остроумных, искренних и любящих мужчин и женщин, а их мечты оказываются самыми естественными и светлыми: получить предложение руки и сердца от любимого человека, услышать детский смех в своём доме. По-настоящему объединяет жителей города случившееся с их маленькой подругой несчастье. Когда Поллианну сбивает машина, соседи, наконец, решаются изменить свою жизнь — чтобы обрадовать эту удивительную девочку и хоть немного вернуть ей сделанное для них добро. Ведь она уже при первом знакомстве успела разглядеть в каждом из этих людей доброту, невидимую для окружающих, да и для них самих. Достаточно послушать, как по-разному воспринимают тётю Полли сама девочка и её ровесник, бездомный Джимми.
— А твоя тётя не рассердится, узнав, где ты была?
— Рассердится, но только снаружи.
— Она сердитая насквозь, хоть режь её на куски.
— Неправда! Просто она — как старая монашка.
— Вот это точно!
— Я к тому, что нужно только суметь открыть раковину, а внутри неё — доброта.
Под влиянием племянницы мисс Полли действительно раскрывается и расцветает — и внутренне, и внешне. На смену тёмным нарядам приходят лёгкие светлые платья, в глазах появляется блеск. Однажды Поллианна уговаривает тётю немного отдохнуть от строгой причёски и распустить локоны, и та с удивлением замечает, что всё ещё красива. Но главное, вместе с осознанием собственной красоты к ней возвращается способность чувствовать, сопереживать и жить ради других — не только из чувства долга, но по велению сердца.
Есть фильмы, которые побуждают задуматься. После просмотра «Поллианны» хочется не только думать, но и действовать: открыть окно, выйти на улицу и попытаться показать всем встречным, насколько прекрасен этот мир и они сами.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер