
— Какой прок от собаки?
— Она заставляет радоваться жизни. Не так уж плохо, правда?
— Удивительный ребёнок!
— Что заставляет радоваться вас, тётя Полли?
— Не думаю, что это так уж важно — радоваться чему-нибудь.
В фильме «Поллианна», снятом по одноимённому роману американской писательницы Элинор Портер, рассказывается о том, как одиннадцатилетняя девочка научила по-настоящему радоваться жизни свою неприступную одинокую тётю, их диалог мы с вами сейчас слышали, а потом научила искусству радоваться и всех соседей. Режиссёр картины Сара Хардинг сохранила основные сюжетные линии книги, но перенесла действие из США в Англию, что только добавило достоверности и обаяния персонажам, скорее англичанам по духу. В картине занята блестящая плеяда британских актёров — к сожалению, не известных мировому зрителю, но популярных у себя на родине. Так, роль тёти Полли исполнила Аманда Бёртон — яркая ирландская актриса, продюсер и художник, обладательница британской Национальной Телевизионной Премии.
Сюжет фильма «Поллианна» прост, но образ главной героини и её жизненная философия не оставят равнодушными ни взрослого зрителя, ни ребёнка. Поллианна — бедная сирота, однако не унывает. Более того, её оптимизма хватает на целый город. Девочка искренне не понимает, почему тётя и другие взрослые, в большинстве своём ещё не старые и благополучные люди, всё время чем-то недовольны. Каждый из них придумал себе повод, чтобы закрыться от людей и чувствовать себя несчастным. Самой Поллианне для счастья нужно очень мало: свежий воздух и свободное время — чтобы играть и делать добрые дела. Но поначалу в доме тёти она лишена даже этих простых вещей. Окна в особняке всегда закрыты из-за мух, а распорядок дня подчинён жёсткому расписанию.
— Ты должна читать мне вслух в течение часа после завтрака, затем — самостоятельное обучение под строгим контролем, после обеда ты будешь заниматься рукоделием со мной и кулинарией с Нэнси, затем — прогулка, музыка, уборка, ужин и затем в постель.
— А когда я буду просто жить?
— Что?
— Я понимаю, что буду дышать, но дышать и жить — не одно и то же.
В прозвучавших сейчас словах Поллианны нет страха или опасения. У девочки есть секрет, который помогает ей не только с лёгкостью принять непростой характер тёти, но и постепенно преобразить жизнь всех обитателей городка. Покойный отец девочки, сельский священник, успел научить её замечательной Игре в радость. Суть игры в том, чтобы в любой ситуации находить причины для хорошего настроения. Поллианна согревает окружающих душевным теплом и заставляет улыбнуться. Она помогает больным, соединяет судьбы влюблённых, находит отца для беспризорного мальчика. Проходит совсем немного времени, и недовольные и замкнутые соседи превращаются в остроумных, искренних и любящих мужчин и женщин, а их мечты оказываются самыми естественными и светлыми: получить предложение руки и сердца от любимого человека, услышать детский смех в своём доме. По-настоящему объединяет жителей города случившееся с их маленькой подругой несчастье. Когда Поллианну сбивает машина, соседи, наконец, решаются изменить свою жизнь — чтобы обрадовать эту удивительную девочку и хоть немного вернуть ей сделанное для них добро. Ведь она уже при первом знакомстве успела разглядеть в каждом из этих людей доброту, невидимую для окружающих, да и для них самих. Достаточно послушать, как по-разному воспринимают тётю Полли сама девочка и её ровесник, бездомный Джимми.
— А твоя тётя не рассердится, узнав, где ты была?
— Рассердится, но только снаружи.
— Она сердитая насквозь, хоть режь её на куски.
— Неправда! Просто она — как старая монашка.
— Вот это точно!
— Я к тому, что нужно только суметь открыть раковину, а внутри неё — доброта.
Под влиянием племянницы мисс Полли действительно раскрывается и расцветает — и внутренне, и внешне. На смену тёмным нарядам приходят лёгкие светлые платья, в глазах появляется блеск. Однажды Поллианна уговаривает тётю немного отдохнуть от строгой причёски и распустить локоны, и та с удивлением замечает, что всё ещё красива. Но главное, вместе с осознанием собственной красоты к ней возвращается способность чувствовать, сопереживать и жить ради других — не только из чувства долга, но по велению сердца.
Есть фильмы, которые побуждают задуматься. После просмотра «Поллианны» хочется не только думать, но и действовать: открыть окно, выйти на улицу и попытаться показать всем встречным, насколько прекрасен этот мир и они сами.
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема