
Сергей Комаров
Недавно ездил к родственникам на юг России, в Ростов-на-Дону. Одно из ярких впечатлений от тех мест — невероятно красивый чернозем. Жирный, богатый, темный как смоль.
Так и хотелось зарыться руками в эту черную бархатную влагу, дышать густым воздухом пашни.
Свое ведь, родное, в генах сидит. Земля-матушка, кормилица.
Нахлынули воспоминания детства. Я вырос, скорее, на земле, нежели на асфальте. До поступления в вуз жил попеременно то в селе, то в поселке городского типа. Летом уж точно в селе. Сельским трудом занимался, землю и все что на ней растет знал и понимал.
Все мои предки из деревенских. В городах осели только недавно. Отец так вообще жизнь без земли не мыслит. И меня к деревенскому труду с детства приучал. Я пошел по другому пути, но все равно, тема земли зашита глубоко в сознании. И руки по простой работе скучают.
Понимаешь, что уже не сможешь так жить, скорее всего. Город разбаловал комфортом. Но, когда оказываешься на земле, чувствуешь такое глубокое-глубокое родство. И покой.
Города нас вынули из этого покоя, от корней оторвали. Потому мельтешим и суетимся без меры, что внутреннего стержня лишились. А вместе с ним и покоя.
Естественно человеку на земле жить. Хорошо. Другое миросозерцание. Жизнь другая. Тяжелая в разных моментах, но по-хорошему другая.
Кстати, христианство похоже на земледелие.
В первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит об апостолах и о пастырях: «Мы соработники у Бога». Затем он прибавляет, обращаясь к пасомым: «вы Божия нива».
Павел не случайно уподобляет верующих ниве (засеянному полю). Земледелие предполагает долгий труд с надеждой, и показывает, что от человека успех зависит лишь частично. Он потрудился, землю подготовил, семя бросил. И, сделав свое дело, ждет помощи от Бога. Будет дождь и солнце в положенное время — можно ждать урожая. И то, если насекомые или звери не испортят плода, или резкая смена погоды не погубит возделанного.
Сегодня мы заходим в супермаркет, покупаем яблоко, помидор, огурец в любое время года. Мы уже потеряли чувство молитвенного ожидания урожая, которое было свойственно древним. А в ветхозаветном обществе, например, сбор первых и последних плодов сопровождался религиозным праздником.
Господь, заповедуя это, показывал людям, что взращивание плода есть своего рода чудо, тайна Божия. Сам человек такого не может сделать. Сельское хозяйство всегда было обставлено разными молитвенными чинами и праздниками...
Жители современного мегаполиса уже не способны чувствовать это. Многие горожане (особенно молодежь) грядок и огорода вообще никогда не видели.
Итак, христианство похоже на выращивание полезных плодов, на земледелие. Об этом стоит размышлять.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
«Сохранение семьи». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Разговор начался с размышлений о причинах разрушения семьи и привёл к рассуждению о том, как сохранить брак по-христиански. Отец Фёдор говорил, что любовь — это не чувство, а воля отдавать себя другому, и что именно труд, терпение и общая молитва позволяют супругам проходить трудности вместе.
Прозвучала мысль, что венчание — это не обряд, а начало пути, в котором каждый день — служение. Гость напомнил, что в браке важно не искать, кто прав, а уметь быть рядом, покрывать и прощать. Он привёл пример женщины, которая долгие годы ухаживала за парализованным мужем, и назвал её счастливой в служении. Сам он сказал: «Я приезжаю домой, как в рай», — так он видит свою семью после 33 лет брака.
Отец Фёдор говорил о заблуждениях, когда люди обращаются к психологии без Евангелия. Он подчеркнул, что в основе брака — молитва, любовь и работа над собой.
Этот выпуск — о пути супругов, о борьбе за единство и о том, как любовь становится делом всей жизни.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Воспитание и душевные травмы». Жанна Трифонова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об ошибках родителей в воспитании, которые могут приводить к душевным травмам детей, как такие ошибки не допускать и как исправлять.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Западня

В далёкие времена жили-были и дружили Лиса, Олень и Ворона.
Каждый день на рассвете они отправлялись в разные стороны в поисках пропитания, а вечером снова собирались вместе и рассказывали друг другу, где чем можно поживиться.
Однажды Лисе не повезло: целый день искала она добычу, но ничего не нашла. Голодная, злая вернулась она на поляну, смотрит, а её друзья — Олень и Ворона— о чём-то весело беседуют. Позавидовала им Лиса: вот же кому везёт! Олень повсюду находил траву, и каждый день возвращается домой довольный. А Вороне — да много ли ей надо?
Задумала Лиса погубить Оленя и вступила в разговор:
— А я сегодня видела на краю леса отличное пастбище. Трава там вкусная-превкусная. Ступай-ка ты, Олень, завтра туда.
Поверил Олень и на завтрашний день пошёл искать пастбище на краю леса. Шёл он, шёл и пришёл в поле, где росла густая рожь. Обрадовался Олень, захотел полакомиться, и попал в поставленный стариком-крестьянином капкан.
Вечером Лиса и Ворона вернулись на поляну, а Оленя всё нет и нет. Забеспокоилась Ворона и спрашивает Лису:
— Куда это наш друг Олень запропастился?
— На дальнее пастбище с утра пошёл, — отвечает Лиса. — Наверное, так наелся вкусной травы, что встать не может, там и улёгся спать.
— Надо его разбудить, — сказала Ворона.
— Навряд ли ты его добудишься, — говорит Лиса. — Но если хочешь свежего мяса — лети, а я приду за тобой следом.
Полетела Ворона на ржаное поле, видит: Олень попал в западню. Рвётся из капкана, кровью истекает — уже чуть живой.
— Давай вот что сделаем: я полечу к хозяину поля, сяду на крышу его юрты и буду кричать: «Готовь верёвку, олень в западне», — говорит Ворона. — Старик тут же прибежит, а ты не шевелись. Он подумает, что ты уже не дышишь, освободит тебя из капкана. А когда сядет рядом отдышаться и достать мешок, ты вскакивай и беги что есть мочи.
Полетела Ворона к дому, где жил старик-крестьянин, и начала громко каркать: «Готовь верёвку, олень в западне!» Выскочил старик из юрты, в чём был, и бросился на поле. Видит: лежит прекрасный олень и не шелохнётся, словно мёртвый. Обрадовался старик хорошей добыче, открыл капкан, и присел после быстрого бега передохнуть. Тут Олень вскочил и пустился наутёк.
Старик снова настроил западню и пошёл домой ни с чем, ругая себя за ротозейство.
Догадался Олень, что коварная Лиса нарочно его на поле заманила, и решили они с Вороной подальше от неё поселиться, в другом месте жить.
Подождала Лиса, и тоже на дальнее пастбище побежала. Бежит она, по сторонам не смотрит, прикидывает про себя: может, заодно ей и Ворону схватить? Так с ходу и угодила в западню, которую крестьянин в другое место переставил.
Стала Лиса звать на помощь, да только кого?
Кто друзей предаёт, тому не на кого рассчитывать в беде.
Дружбой дорожить надо.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки