Периоды нашей жизни похожи на времена года: детство — весна, молодость — лето, зрелость — осень, старость — зима. Пейзаж Константина Первухина «Осень на исходе» — своего рода поэма о годах, когда человек сосредотачивается на главном — на вере в Бога.

— Маргарита Константиновна, я как будто не видела раньше картину Константина Первухина «Осень на исходе». Она недавно появилась в Третьяковской галерее?
— Нет, Наташа. Это полотно находится здесь с 1887 года — именно тогда Павел Третьяков приобрёл его у художника.
— Почему же я прежде не замечала эту работу? Ведь она настолько живая! Глядя на неё, буквально чувствуешь кожей холодное дыхание ноября. Пожухлая трава на переднем плане схвачена изморозью. Инеем покрыты и деревья. Сквозь ажурный узор чёрных голых веток на горизонте виднеется монастырь, церковь с зелёными куполами плывёт в туманной дымке. Печальная красота предзимья...
— Да, работа проникновенная и при этом неброская, как и многие другие полотна Константина Первухина. Художник Аполлинарий Васнецов как-то заметил с горечью, что произведения этого автора имели значительно меньший успех, чем заслуживали. И так и есть. Вклад Константина Константиновича в развитие русского пейзажа до сих пор не оценён в полной мере.
— А что это за вклад?
— Сейчас попробую объяснить. В восьмидесятых годах девятнадцатого века в русских пейзажах появилась новая важная особенность — лирическое, эмоциональное восприятие окружающей действительности. Эта тенденция отобразилась в работах Левитана, Коровина, Серова. И Константин Первухин мастерски привносил на холст тончайшие оттенки настроения. То есть, он был одним из тех, кто вывел живопись в России на новый уровень.
— Почему же он остался малоизвестным?
— У меня нет ответа на этот вопрос, Наташа. Так сложилась жизнь. Может быть, потому что Константин Константинович не стремился к славе. Или потому что ему все время приходилось преодолевать трудности.
— Какие?
— Материальные, в основном. Художник родился в Харькове, в небогатой семье чиновника. Окончил в родном городе реальное училище и рисовальную школу, отправился в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование. Поступил вольнослушателем в Академию художеств, но через какое-то время перестал посещать занятия — на них просто не хватало времени. Константину приходилось много работать, чтобы обеспечить себе жизнь в столице. Он иллюстрировал книги, давал частные уроки.
— Как жалко, что не смог получить образование!
— Жалко. Хотя есть мнение, что именно отсутствие академизма в работах Первухина делало их свежими, трепетными, искренними. Художник не пользовался готовыми схемами, а будто всякий раз заново изобретал живопись. У Константина появились свои, особенные, авторские приёмы. К тому же, он был чужд конъюнктуре, хотя много писал на заказ.
— Это важно, ведь конъюнктура — враг вдохновения.
— Точно подмечено. И можно с уверенностью сказать, что творчество Константина Первухина вдохновенно. Его пейзажи — это всегда нечто большее, чем просто красивое изображение природы. Например, картина «Осень на исходе» мне представляется поэтическим рассказом о тех годах, когда ты оказываешься один на один с перспективой вечности.
— Вы говорите про осень жизни?
— Именно. Молодость похожа на лето. Вот попробуй представить себе тот же пейзаж Первухина, но в июле. Едва ли за пышной листвой разглядишь силуэт монастыря. А на исходе ноября церковь видна как на ладони. Именно она — смысловой центр произведения. Так и осень жизни может стать временем, когда фокус внутреннего, сердечного зрения сосредотачивается на самом важном — на вере в Бога.
— Картина Константина Первухина «Осень на исходе» не бросается в глаза пышностью красок. Но она ждёт внимательного зрителя в Третьяковской галерее, чтобы поведать о сокровенном.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер