
Фото: Laurentiu Iordache / Unsplash
В берлинском Трептов-парке на высоком пригорке стоит русский «Воин-освободитель» — величественный монумент, посвящённый советским солдатам, павшим в боях за Берлин. Боец, попирающий ногами обломки свастики, сжимает в одной руке опущенный меч, а другой рукой бережно поддерживает спасённую маленькую девочку. Памятник стал символом победы советского народа над нацизмом. Скульптура олицетворяет мужественность, самоотверженность и милосердие русских солдат во Второй Мировой войне. И всё же Воин-освободитель — не только собирательный художественный образ. За монументом, узнаваемым во всём мире, стоит вполне конкретная история, которая произошла в Берлине в апреле 1945-го года.
В те дни в городе шли самые тяжёлые и ожесточённые бои. 30-го апреля советские бойцы готовились к штурму квартала Тиргартен. Солдаты заняли свои позиции. Перед самой атакой наступила тишина. Такая, как бывает перед грозой, — рассказывали впоследствии очевидцы. И вдруг в этой тишине солдаты услышали детский плач. Маленький ребёнок звал маму. На немецком языке. Судя по тому, откуда доносился жалобный голос, малыш находился где-то между советскими и германскими позициями. А значит, когда стороны откроют огонь, он неминуемо погибнет...
До штурма оставались минуты. А плач всё не умолкал. Старший сержант Николай Масалов подошёл к командиру со словами: «Разрешите спасти ребёнка. Я знаю, как». Получив разрешение, сержант Масалов стал осторожно пробираться к тому месту, откуда раздавались детские крики. У моста через Ландвер-канал боец увидел убитую немку. Она лежала на земле. Рядом сидела девочка — на вид ей было не больше трёх лет. Она заливалась слезами и жалобно звала маму. Масалов догадался, что женщина с малышкой пыталась укрыться в безопасном месте. Ребёнок каким-то чудом остался жив. Сержант взял девочку на руки. Как только он вернулся на позиции и передал ребёнка на попечение санинструкторам, немцы начали обстрел.
Свидетелями подвига советского солдата стали сотни человек. Среди них — командующий 8-й гвардейской армией, маршал Василий Чуйков. В своей книге воспоминаний «От Сталинграда до Берлина» он в мельчайших подробностях описал эти события. Сам же сержант Масалов героическим свой поступок не считал. «Так поступил бы каждый советский солдат», — не раз подчёркивал он в интервью. Интересно, что после войны Николай пытался разыскать девочку, которую спас в Берлине. На его объявление откликнулись... 189 человек! А значит, Масалов был прав: советский солдат никогда не пройдёт мимо страдающего ребёнка — неважно, русского или немецкого. «Такого не остановят ни пули, ни осколки...» — писал маршал Чуйков о Николае Масалове. И в сущности, эти слова — не только о нём, но и обо всех русских воинах-освободителях, которые тогда, в 1945-м, принесли миру долгожданную Победу над фашизмом.
Все выпуски программы Открываем историю
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О значении библиотек в жизни школьника
Сегодня 27 октября. Международный день школьных библиотек.
О значении библиотек в жизни школьника — священник Захарий Савельев.
Я вспоминаю свою школьную библиотеку в городе Серпухове, в гимназии № 1, и вспоминаю, как наряду с учебниками, которые были необходимы для прохождения обучения, для получения необходимых знаний, школьные библиотекари всегда подбирали какую-то литературу, которая является вспомогательной.
Ученики оставались после уроков или приходили на переменах, интересовались теми книгами, которые библиотекарь или младший преподаватель презентовал им в краткой встрече на внеклассных стенах.
Школьная библиотека закладывает очень прочный и сильный фундамент, хотя в жизни человека по временному пространству не так много места занимает. Но школьный библиотекарь должен помнить, что посредством своей работы он принимает самое активное участие в жизни своего подопечного, формирует его мировоззрение и помогает ему в будущем ориентироваться в тех или иных вещах.
Наши школьные библиотеки продолжают быть актуальными даже в век высоких цифровых технологий. И более того, современные технические инновации должны способствовать развитию и внедрению библиотек школьных в жизнь наших детишек.
Все выпуски программы Актуальная тема







