Юрий Долгорукий был еще ребенком посажен в Ростово-Суздальской Земле отцом своим Мономахом, который сдал его на руки дядьке-кормильцу — боярину Юрию Шимоновичу. Этот дядька-кормилец, за малолетством Юрия, был действительно управителем Суздальской Земли, а впоследствии, когда юный князь возмужал и Шимонович стал его тысяцким.
Земля эта лежит в Залеской стороне, за большими лесами страны Вятичей, известными также под именем «Брынских лесов», через которые, согласно былинного сказания, мог проезжать напрямик, во времена святого Владимира, один только Илья Муромец.
Залеская сторона занимает угол между течением верхней Волги и Оки и ограничивается по северной стороне — Волгой с притоками. В ней с незапамятных времен жили Финские племена — Меря, Мурома и Весь, которые, еще до призвания первых князей в 862 году, стали покоряться приходившим с Запада Славянами, основавшим древнейшие города — Суздаль, Ростов и Белоозеро. Земля эта была лесная и, в известном смысле, глухая, совсем удаленная от беспокойного поприща ежедневной войны, которая происходила вокруг Киева. Почва ее не отличалась особым плодородием, но зато страну эту перерезывало множество речных путей, удобных для развития торговли. Жители же ее издревле славились как искусные каменщики, плотники и землепашцы.
В двенадцатом веке Суздальская Земля стала заметно оживляться и заселяться. Причинами этого были — постоянные княжеские усобицы и Половецкие нашествия, разорявшие жителей Киевской Руси, вследствие чего население стремилось уходить оттуда подальше и двигалось в Суздальский край. В этом крае новые пришельцы, смешавшись со старинными его обитателями, дали начало Великорусскому племени, получившему впоследствии столь большое значение в жизни Руси.
На заселение Суздальской Земли и прилагали все свои усилия Юрий Долгорукий с дядькой-кормильцем Шимоновичем. Эти поселенцы делались или хлебопашцами, или же начинали заниматься торговлею, ремеслами и другими промыслами в городах, как в старых — Ростове и Суздале, так особенно и в возникавших новых, где они составили многочисленное посадское сословие.
Приходя в новую сторону из Киевской Руси и устраиваясь на новых местах, поселенцы приносили с собой и свои родные названия, почему в Суздальской стороне многие города получили Южно-Русские наименования: Переславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич...
Усердно строя города и церкви, Юрий Долгорукий и Шимонович тоже старались подражать во всем Южно-Русским храмам. Как в Ростове, так и в Суздале создавались церкви, совершенно подобные Киево-Печерской…
Это желание перенести на новые места родные названия и строить на них храмы Божии по точному подобию тех, близ которых находятся на прежней Родине могилы отцов, указывает, конечно, на горячую любовь Русского человека к своей родной Земле.
Отсюда понятно, почему и Юрий Долгорукий, ревностно устраивая свой далекий и покойный от княжеских усобиц Суздальский край, был горячо предан и своей искони родной Земле, беспокойной Киевской Руси.
Упорная борьба Юрия за Киевское старшинство имела великое значение и для Суздальской Земли, так как, только добившись старшинства на Руси для себя и для детей, Юрий мог рассчитывать, что и их Суздальский край получит могущество и силу, а не превратится в глухой и заброшенный угол, как соседняя Рязано-Муромская Земля.
Наконец, Суздальская Земля соприкасалась своими границами и с Землями беспокойного Господина Великого Новгорода, и Юрию, чтобы влиять на Новгород, необходимо было также иметь значение и в судьбах Киевской Руси. Вот причины, почему он, помимо может быть личной неприязни, не мог допустить княжения Изяслава Мстиславовича в Киеве.
Впрочем, первым, с кем пришлось столкнуться Изяславу Мстиславовичу, тотчас по занятии старшего стола, был дядя Вячеслав Владимирович. Идя на Киев, Изяслав первоначально объявил, что он хочет добыть его для Вячеслава, старшего в роде Мономаховичей. Но Киевляне отнюдь не хотели иметь вместо Игоря слабого Вячеслава, а желали только Изяслава, о чем прямо и заявили ему. Он должен был подчиниться этому, но, разумеется, бояре Вячеслава, рассчитывавшие перейти вместе с ним в Киев, не могли быть довольны таким поворотом дела.
Вячеслав, узнав, что племянник занял Киев, стал тотчас же распоряжаться как старший: захватил города, отнятые у него Всеволодом Ольговичем, а также и Владимир-Волынский. Но Изяслав быстро показал дяде Вячеславу, кто из них старший. Он послал брата своего взять у него Туров и схватить в нем людей, влиявших на Вячеслава. Последний, видя такие решительные действия со стороны племянника, скоро успокоился.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







