Юрий Долгорукий был еще ребенком посажен в Ростово-Суздальской Земле отцом своим Мономахом, который сдал его на руки дядьке-кормильцу — боярину Юрию Шимоновичу. Этот дядька-кормилец, за малолетством Юрия, был действительно управителем Суздальской Земли, а впоследствии, когда юный князь возмужал и Шимонович стал его тысяцким.
Земля эта лежит в Залеской стороне, за большими лесами страны Вятичей, известными также под именем «Брынских лесов», через которые, согласно былинного сказания, мог проезжать напрямик, во времена святого Владимира, один только Илья Муромец.
Залеская сторона занимает угол между течением верхней Волги и Оки и ограничивается по северной стороне — Волгой с притоками. В ней с незапамятных времен жили Финские племена — Меря, Мурома и Весь, которые, еще до призвания первых князей в 862 году, стали покоряться приходившим с Запада Славянами, основавшим древнейшие города — Суздаль, Ростов и Белоозеро. Земля эта была лесная и, в известном смысле, глухая, совсем удаленная от беспокойного поприща ежедневной войны, которая происходила вокруг Киева. Почва ее не отличалась особым плодородием, но зато страну эту перерезывало множество речных путей, удобных для развития торговли. Жители же ее издревле славились как искусные каменщики, плотники и землепашцы.
В двенадцатом веке Суздальская Земля стала заметно оживляться и заселяться. Причинами этого были — постоянные княжеские усобицы и Половецкие нашествия, разорявшие жителей Киевской Руси, вследствие чего население стремилось уходить оттуда подальше и двигалось в Суздальский край. В этом крае новые пришельцы, смешавшись со старинными его обитателями, дали начало Великорусскому племени, получившему впоследствии столь большое значение в жизни Руси.
На заселение Суздальской Земли и прилагали все свои усилия Юрий Долгорукий с дядькой-кормильцем Шимоновичем. Эти поселенцы делались или хлебопашцами, или же начинали заниматься торговлею, ремеслами и другими промыслами в городах, как в старых — Ростове и Суздале, так особенно и в возникавших новых, где они составили многочисленное посадское сословие.
Приходя в новую сторону из Киевской Руси и устраиваясь на новых местах, поселенцы приносили с собой и свои родные названия, почему в Суздальской стороне многие города получили Южно-Русские наименования: Переславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич...
Усердно строя города и церкви, Юрий Долгорукий и Шимонович тоже старались подражать во всем Южно-Русским храмам. Как в Ростове, так и в Суздале создавались церкви, совершенно подобные Киево-Печерской…
Это желание перенести на новые места родные названия и строить на них храмы Божии по точному подобию тех, близ которых находятся на прежней Родине могилы отцов, указывает, конечно, на горячую любовь Русского человека к своей родной Земле.
Отсюда понятно, почему и Юрий Долгорукий, ревностно устраивая свой далекий и покойный от княжеских усобиц Суздальский край, был горячо предан и своей искони родной Земле, беспокойной Киевской Руси.
Упорная борьба Юрия за Киевское старшинство имела великое значение и для Суздальской Земли, так как, только добившись старшинства на Руси для себя и для детей, Юрий мог рассчитывать, что и их Суздальский край получит могущество и силу, а не превратится в глухой и заброшенный угол, как соседняя Рязано-Муромская Земля.
Наконец, Суздальская Земля соприкасалась своими границами и с Землями беспокойного Господина Великого Новгорода, и Юрию, чтобы влиять на Новгород, необходимо было также иметь значение и в судьбах Киевской Руси. Вот причины, почему он, помимо может быть личной неприязни, не мог допустить княжения Изяслава Мстиславовича в Киеве.
Впрочем, первым, с кем пришлось столкнуться Изяславу Мстиславовичу, тотчас по занятии старшего стола, был дядя Вячеслав Владимирович. Идя на Киев, Изяслав первоначально объявил, что он хочет добыть его для Вячеслава, старшего в роде Мономаховичей. Но Киевляне отнюдь не хотели иметь вместо Игоря слабого Вячеслава, а желали только Изяслава, о чем прямо и заявили ему. Он должен был подчиниться этому, но, разумеется, бояре Вячеслава, рассчитывавшие перейти вместе с ним в Киев, не могли быть довольны таким поворотом дела.
Вячеслав, узнав, что племянник занял Киев, стал тотчас же распоряжаться как старший: захватил города, отнятые у него Всеволодом Ольговичем, а также и Владимир-Волынский. Но Изяслав быстро показал дяде Вячеславу, кто из них старший. Он послал брата своего взять у него Туров и схватить в нем людей, влиявших на Вячеслава. Последний, видя такие решительные действия со стороны племянника, скоро успокоился.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема