
Фото: Conor Luddy/Unsplash
Не секрет, что ирландская культура очень популярна в мире. Одним из ее обязательных элементов является торжественное празднование дня святого Патрика, просветителя и покровителя Ирландии. Ежегодно 17 марта во многих странах, даже расположенных очень далеко от ирландского острова, люди одеваются в одежду зеленого цвета, традиционного для дня святого Патрика, и проводят парады. Во время праздничных шествий они поют народные ирландские песни, прославляющие подвиг святого Патрика, и стараются как можно веселее провести этот день. Вы спросите — а какое отношение имеет день святого Патрика и традиции народного ирландского праздника к Православию? Как ни странно, все же имеет. Дело в том, что, начиная с 2007 года, святой Патрик, или вернее Патрикий, числится в лике святых, почитаемых Русской Церковью.
Святой Патрик жил в четвертом веке по Рождестве Христовом, то есть в те времена, когда христианская Церковь была единой и включала в себя христиан востока и запада. Отделение западной Церкви от Православия произошло в середине одиннадцатого века. С тех пор западная церковная традиция стала именоваться католической. Так вот, те западные святые, которые жили до момента разделения Церквей, признаются в качестве таковых и в Православии. С недавнего времени западным святым, почитаемым Православной Церковью, стал Патрик Ирландский. Многие православные почитали его в качестве святого еще до 2007 года, но именно в этом году он официально вошел в святцы Православной Церкви.
Правда, дни памяти святого Патрика в Православии и на западе не совпадают. На западе, собственно в Католической церкви, торжества в честь ирландского святого проходят 17 марта. А в Русской Церкви Патрика почитают в третье воскресенье после праздника Святой Троицы, то есть летом. Особое почтение святому Патрику оказывают те православные христиане, которые живут собственно на территории республики Ирландия или в Великобритании. Святой Патрик считается христианским просветителем этих мест, то есть тем, кто первым рассказал многим жителям Ирландии о Христе и Его учении.
Православные Ирландии и Великобритании празднуют день святого Патрика летом, но и 17 марта, в день католического торжества, стараются прославить древнего святого. Правда, делают это по-своему. Так как западное торжество в честь святого попадает почти всегда на Великий пост, православные не участвуют в традиционных парадах и тем более не сидят в пивных, как обычно поступают многие ирландцы. Православные жители Ирландии стараются в день памяти святого отправиться в паломничество к географическим местам, связанным с жизнью Патрика и его подвигами. К сожалению, точно не известно нахождение могилы святого, поэтому большинство паломников отправляются в день памяти святого на гору Крох-Патрик на западе Ирландии, где знаменитый ирландский просветитель провел сорок дней и ночей в постоянной молитве. На вершине этой горы уже много веков стоит часовня в честь святого. Несколько раз там совершалось православное богослужение. Кстати, сегодня именно православные придают трилистнику, символу святого Патрика, правильный смысл. В наши дни многие воспринимают трилистник просто как традиционный ирландский знак. Но православные помнят, что именно на трилистнике святой Патрик объяснял своим современникам тайну Святой Троицы, которая как трилистник едина, но при этом троична в лицах как три его лепестка.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о почитании святого Патрика Ирландского православными христианами.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер