Не секрет, что ирландская культура очень популярна в мире. Одним из ее обязательных элементов является торжественное празднование дня святого Патрика, просветителя и покровителя Ирландии. Ежегодно 17 марта во многих странах, даже расположенных очень далеко от ирландского острова, люди одеваются в одежду зеленого цвета, традиционного для дня святого Патрика, и проводят парады. Во время праздничных шествий они поют народные ирландские песни, прославляющие подвиг святого Патрика, и стараются как можно веселее провести этот день. Вы спросите — а какое отношение имеет день святого Патрика и традиции народного ирландского праздника к Православию? Как ни странно, все же имеет. Дело в том, что, начиная с 2007 года, святой Патрик, или вернее Патрикий, числится в лике святых, почитаемых Русской Церковью.
Святой Патрик жил в четвертом веке по Рождестве Христовом, то есть в те времена, когда христианская Церковь была единой и включала в себя христиан востока и запада. Отделение западной Церкви от Православия произошло в середине одиннадцатого века. С тех пор западная церковная традиция стала именоваться католической. Так вот, те западные святые, которые жили до момента разделения Церквей, признаются в качестве таковых и в Православии. С недавнего времени западным святым, почитаемым Православной Церковью, стал Патрик Ирландский. Многие православные почитали его в качестве святого еще до 2007 года, но именно в этом году он официально вошел в святцы Православной Церкви.
Правда, дни памяти святого Патрика в Православии и на западе не совпадают. На западе, собственно в Католической церкви, торжества в честь ирландского святого проходят 17 марта. А в Русской Церкви Патрика почитают в третье воскресенье после праздника Святой Троицы, то есть летом. Особое почтение святому Патрику оказывают те православные христиане, которые живут собственно на территории республики Ирландия или в Великобритании. Святой Патрик считается христианским просветителем этих мест, то есть тем, кто первым рассказал многим жителям Ирландии о Христе и Его учении.
Православные Ирландии и Великобритании празднуют день святого Патрика летом, но и 17 марта, в день католического торжества, стараются прославить древнего святого. Правда, делают это по-своему. Так как западное торжество в честь святого попадает почти всегда на Великий пост, православные не участвуют в традиционных парадах и тем более не сидят в пивных, как обычно поступают многие ирландцы. Православные жители Ирландии стараются в день памяти святого отправиться в паломничество к географическим местам, связанным с жизнью Патрика и его подвигами. К сожалению, точно не известно нахождение могилы святого, поэтому большинство паломников отправляются в день памяти святого на гору Крох-Патрик на западе Ирландии, где знаменитый ирландский просветитель провел сорок дней и ночей в постоянной молитве. На вершине этой горы уже много веков стоит часовня в честь святого. Несколько раз там совершалось православное богослужение. Кстати, сегодня именно православные придают трилистнику, символу святого Патрика, правильный смысл. В наши дни многие воспринимают трилистник просто как традиционный ирландский знак. Но православные помнят, что именно на трилистнике святой Патрик объяснял своим современникам тайну Святой Троицы, которая как трилистник едина, но при этом троична в лицах как три его лепестка.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о почитании святого Патрика Ирландского православными христианами.
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе