В Русской Церкви с давних времен живет традиция – женатым священникам не носить обручальных колец. Абсолютное большинство священников нашей Церкви этой традиции следуют, в том числе и ваш покорный слуга. Несмотря на то, что у меня есть и жена, и дети. Вернее так – обручальное кольцо я ношу, но не на пальце, а на цепочке вместе с нательным крестом.
Традиция не носить обручальных колец священниками в нашей Церкви существует довольно давно. Скорее всего, она пришла к нам из Греции, так как и там я обручальных колец на пальцах женатых священников не видел. В чем же причина такого явления?
Во-первых, отсутствие обручального кольца на пальце ни в коем случае нельзя расценивать как пренебрежение священника к браку в целом и своей супруге в частности. Православная Церковь очень бережно относится к браку как к таинству, освященному самим Христом. Женатый священник не освобождается от ответственности за свою семью и должен о ней заботиться.
Но священник – человек с особой миссией от Церкви. В каком-то смысле священник не принадлежит своей семье, даже себе он не принадлежит. Он, прежде всего, принадлежит своему церковному служению. В этом и состоит причина того, почему во время посвящения в сан с безымянного пальца священника снимается обручальное кольцо. Это напоминание ему, что теперь он должен беречь не только свою супругу и свою семью, но большую семью, данную ему Богом, - свой приход.
Есть и практическая причина отсутствия кольца. Когда священник совершает главное церковное богослужение, Литургию, он благословляет хлеб и вино и они становятся Телом и Кровью Христовыми. Освященный хлеб священник должен в определенный момент разделить на несколько частей. Одной он причащается сам, другими – причащает прихожан.
Священник должен обращаться с освященными хлебом и вином, Святыми Дарами очень аккуратно. Ни одна частица не должна пропасть, куда-либо задеваться. В том числе – и под обручальное кольцо. Во избежание этого священники и не носят обручальных колец.
Но не во всех Православных Церквах такая традиция практикуется. Если вы, например, приедете в православную Румынию, то увидите, что там священники носят обручальные кольца. Причем делают это совершенно осознанно. Румынские священники полагают, что они должны служить примером для своих прихожан. В семейной жизни в том числе. Нося обручальное кольцо на пальце, они показывают, что живут в браке и берегут верность своей супруге.
Строго говоря, четких церковных постановлений относительно ношения обручального кольца священником в Православной Церкви нет. Поэтому к этому вопросу допускаются разные подходы. Что мы и можем видеть в разных Православных Церквах.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема