Непременным атрибутом внешнего вида священника Русской Православной Церкви является наперсный крест, то есть крест, который носится на груди поверх одежды. Согласно нашей церковной традиции священник носит крест, как во время богослужения, так и вне его. Однако подобная традиция была не всегда. До восемнадцатого века возможность ношения наперсного креста имелась только у епископов, высшего церковного чина, а также у архимандритов – монахов, настоятелей монастырей. Впоследствии это право распространилось на всех священников. Сначала ношение креста считалось наградой, которую получали за выслугу лет или выдающиеся труды во благо Церкви.
Начиная с 1896 года, когда был опубликован соответствующий приказ императора Николая Второго, наперсный крест стал непременным атрибутом облачения священника. Крест стали вручать непосредственно во время рукоположения, то есть поставления в священнический сан. Со временем данная практика распространилась на те Поместные Церкви, которые исторически имеют с Россией тесные связи: Польскую, Чехословацкую, Американскую.
В Константинопольской, Элладской и иных Церквях, относящихся к, условно говоря, «греческой» плеяде, имеется иная традиция ношения наперсного креста. Там по-прежнему преимущественное право на это имеет епископ. Крест также надевают (но только во время богослужения) заслуженные священники из числа монашествующих или женатых. Такую возможность они получают за многолетние труды во благо Церкви. Священник, награжденный правом ношения креста, в Греции называется «ставрофором», то есть «крестоносцем».
Румынская Православная Церковь имеет свою особую традицию ношения священнослужителями наперсных крестов. Здесь право надевать наперсный крест могут получить не только заслуженные священники, но и заслуженные диаконы. Диаконом в церковной традиции называется низший чин священнослужителя. Диакон – это помощник епископа или священника в совершении богослужения. Вне богослужения диаконы выполняют различные функции – занимаются, например, просветительской и социальной деятельностью.
В Румынской Церкви в двадцатом веке сложилось представление, что если диакон самоотверженно служит и трудится во благо Церкви, то его можно поощрить правом ношения наперсного креста. Правда, только во время богослужения. В повседневное время возможности носить наперсный крест, в отличие от священника, у него нет. Поэтому перепутать в Румынской Церкви священника и диакона – невозможно. Румынский диакон также не имеет права преподавать благословение.
Диакон, получивший награду в виде ношения креста, именуется в Румынии «архидиаконом», то есть «высшим, главным диаконом». Обычно он, действительно, является главным, старшим диаконом в храме или монастыре. Крест румынский архидиакон носит поверх богослужебных одежд. Обычно крест румынского архидиакона украшен драгоценным камнями. Это указывает на то, что такой крест является наградным. Кстати, если архидиакон награждается церковным орденом, то этот орден инкрустируется прямо в наградной крест в виде особого значка.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.