Отчего нам часто бывает плохо, когда плохо нашим близким, тем, кого мы любим? Не только от естественной жалости к ним – о, если бы только это!....
Но в немалой степени и от нашего собственного эгоизма. Не только от того, что у наших близких «проблемы», что это нарушает наш собственный душевный комфорт, вносит сумятицу в построенную нами картину мира, заставляет прилагать усилия для помощи им. А еще и от того, что зачастую обнажает нашу немощь, неспособность помочь. Обнажает простую правду: мы – не боги, мы – не бэтмены. Мы не можем мановением руки или одним словом разогнать тучи, остановить беду, отвести боль от наших близких. А ведь именно на это мы так часто претендуем…
Что нам делать, когда у близкого нам человека – депрессия (эта немощь охватила сейчас добрую половину человечества, мало кому из нас она незнакома), когда наш ближний мается от тоски, уныния, душевной боли и отчаяния? Мы сразу же лезем с «дельными» советами. И главный из них: «Возьми себя в руки, перестань!» - словно по нашему слову человек сразу же исцелится. Честнее уж было бы сказать: «Ты своей кислой миной причиняешь мне дискомфорт…». Но сказать так и в открытую, признаться в своем эгоизме у нас не хватает мужества.
Мы говорим ближнему: «Да посмотри, как жизнь прекрасна, а ты маешься, да всё это скоро пройдет!» - и тем самым делаем ему еще больнее, мы словно бы принижаем, отрицаем значимость, реальность его боли, уничижаем ее. Мы спешим «утешить» страдающего от депрессии тем, что говорим ему : «Подумаешь, у тебя депрессия. А вот у того-то было в сто раз тяжелее…» - и пересказываем историю о чьих-то чужих страданиях, словно это может нашего ближнего утешить.
Насколько важнее – просто признаться: «Да, я так же слаб, как и ты. Прости, я не знаю, чем снять, облегчить твою боль. Но вижу и понимаю, как тебе тяжело, и признаю реальность и весомость твоего страдания. И всё, что я могу - просто побыть рядом. Ты не один. Если я тебе нужен – я здесь, я просто держу тебя за руку».
Это нелегко – не суетиться, не пытаться срочно что-то предпринять, просто побыть рядом. Ждать и ждать, когда боль ближнего рассеется. Когда произойдет чудо, вмешательство свыше, и Бог – не я – даст утешение страдающему. Но это пребывание рядом – подчас единственное, что мы можем сделать для наших близких, это и есть то проявление любви к ним, о котором говорил апостол Павел : «плакать с плачущими».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов