
Наверное, многим знакомо ощущение неудовлетворенности прожитым днём: хотел и то сделать, и другое успеть, и все условия были для реализации самых благих намерений, но день прошёл впустую. И винить-то некого, разве что себя. Растратил день на суету, на дела совершенно необязательные, а главного и хорошего не сделал. И вот он, пустой день, будто мыльный пузырь, раз — и нету!
Но ведь мы, люди верующие, знаем: каждый день — подарок от Господа, и прожить его нужно как минимум осмысленно! Так что же делать, если не получилось?
Я хочу поделиться с вами открытием: пустых дней не бывает! Даже самый нелепый день может оказаться и нужным, и полезным, но исключительно с Божьей помощью.
Вот проводила я с утра мужа на работу. Осталась одна на целые сутки. За окнами блестел в ярком солнце снег, я готова была сесть за рабочий стол и писать, писать... В редакции ждали мой очерк об очень хорошем человеке. Решила ни на что не отвлекаться, не читать новостей, не заходить в соцсети... Но перво-наперво сбегать хоть ненадолго в монастырь, благо — он совсем рядом, помолиться у любимой иконы Божией Матери, попросить благословения на грядущий день.
Вот только... Что там звякнуло в телефоне? А, это друг детства песенку прислал, клип. Ладно, послушаю, всего-то две минуты. Ну-ка я ему в ответ отправлю то, что мне нравится! Так. А где ж у меня та запись? В соцсети. На секунду загляну, песню взять... Ой, а там!.. Ох, что мне пишут, как странно реагируют на вчерашнюю заметку. Почему? Неужели кого-то обидела? Придётся объяснить...
И понеслось, как снежный ком. Когда очнулась и глянула на часы, ужаснулась. Решительно направилась к столу, включила компьютер. А в голове всё та же песенка глупая, из интернета, и реплики разные, голоса и лица, шумным потоком хлынувшие на меня через маленький телефонный экран.
Завариваю чай покрепче. Да что толку. Вдохновенности яркого утра и след простыл, работа идёт со скрипом. За окнами уже темнеет. Мысли путаются. И внутри ноет: ведь хотела в монастырь! А сейчас там, поди, и ворота на ночь закрывают... Как обидно, день плохой! Сама и виновата.
И вдруг всплывает картинка откуда-то из детства. Вспомнилось, как во время игры в бадминтон кажется, что уже не отобьёшь воланчик, но попробуешь — и получится! Не опускаешь ракетку, а делаешь движение и даже прыгаешь в нужном направлении, и руку тянешь сильно-сильно, хотя вроде бы безнадежно, не допрыгнуть, не успеть... Но — вот он, поймала, отбила!
И я быстро собираюсь и иду в монастырь. В гору, по темноте, в свете редких фонарей, по узенькой тропке между сугробами. Мне грустно-прегрустно. Взрослая женщина, я чувствую себя последней двоечницей. Так мне и надо, урок на будущее! Уткнусь сейчас носом в замок на воротах!
Но я успеваю в последние, должно быть, минуты и оказываюсь в маленьком уютном храме. Служба окончилась. Насельницы монастыря, инокини и монахини, стоят полукругом у моего любимого образа Богородицы и поют молитву. Я замираю в некотором отдалении и тоже пою тихонько. Лик Божией Матери мерцает в свете лампады, а за окном падает снег. Как же хорошо, что я пришла сюда всё-таки. И вообще — как же хорошо! Вот оно — настоящее, живое, чистое и небесное, и вечное. Обратно не шла, а летела. Вместе со снегом, что заполнял весь мир вокруг искрящейся детской сказкой. А внутри сама собою продолжалась молитва — та самая, из монастыря: «Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица...»
И тут позвонил муж: «Ну, как твой день сложился?»
«Знаешь, — говорю ему, — хороший день сегодня! Просто замечательный».
И правда ведь — не пустой и не потерянный день получился, а... учебный! Я поняла урок Господа и благодарна Ему очень-очень.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер