
Наверное, многим знакомо ощущение неудовлетворенности прожитым днём: хотел и то сделать, и другое успеть, и все условия были для реализации самых благих намерений, но день прошёл впустую. И винить-то некого, разве что себя. Растратил день на суету, на дела совершенно необязательные, а главного и хорошего не сделал. И вот он, пустой день, будто мыльный пузырь, раз — и нету!
Но ведь мы, люди верующие, знаем: каждый день — подарок от Господа, и прожить его нужно как минимум осмысленно! Так что же делать, если не получилось?
Я хочу поделиться с вами открытием: пустых дней не бывает! Даже самый нелепый день может оказаться и нужным, и полезным, но исключительно с Божьей помощью.
Вот проводила я с утра мужа на работу. Осталась одна на целые сутки. За окнами блестел в ярком солнце снег, я готова была сесть за рабочий стол и писать, писать... В редакции ждали мой очерк об очень хорошем человеке. Решила ни на что не отвлекаться, не читать новостей, не заходить в соцсети... Но перво-наперво сбегать хоть ненадолго в монастырь, благо — он совсем рядом, помолиться у любимой иконы Божией Матери, попросить благословения на грядущий день.
Вот только... Что там звякнуло в телефоне? А, это друг детства песенку прислал, клип. Ладно, послушаю, всего-то две минуты. Ну-ка я ему в ответ отправлю то, что мне нравится! Так. А где ж у меня та запись? В соцсети. На секунду загляну, песню взять... Ой, а там!.. Ох, что мне пишут, как странно реагируют на вчерашнюю заметку. Почему? Неужели кого-то обидела? Придётся объяснить...
И понеслось, как снежный ком. Когда очнулась и глянула на часы, ужаснулась. Решительно направилась к столу, включила компьютер. А в голове всё та же песенка глупая, из интернета, и реплики разные, голоса и лица, шумным потоком хлынувшие на меня через маленький телефонный экран.
Завариваю чай покрепче. Да что толку. Вдохновенности яркого утра и след простыл, работа идёт со скрипом. За окнами уже темнеет. Мысли путаются. И внутри ноет: ведь хотела в монастырь! А сейчас там, поди, и ворота на ночь закрывают... Как обидно, день плохой! Сама и виновата.
И вдруг всплывает картинка откуда-то из детства. Вспомнилось, как во время игры в бадминтон кажется, что уже не отобьёшь воланчик, но попробуешь — и получится! Не опускаешь ракетку, а делаешь движение и даже прыгаешь в нужном направлении, и руку тянешь сильно-сильно, хотя вроде бы безнадежно, не допрыгнуть, не успеть... Но — вот он, поймала, отбила!
И я быстро собираюсь и иду в монастырь. В гору, по темноте, в свете редких фонарей, по узенькой тропке между сугробами. Мне грустно-прегрустно. Взрослая женщина, я чувствую себя последней двоечницей. Так мне и надо, урок на будущее! Уткнусь сейчас носом в замок на воротах!
Но я успеваю в последние, должно быть, минуты и оказываюсь в маленьком уютном храме. Служба окончилась. Насельницы монастыря, инокини и монахини, стоят полукругом у моего любимого образа Богородицы и поют молитву. Я замираю в некотором отдалении и тоже пою тихонько. Лик Божией Матери мерцает в свете лампады, а за окном падает снег. Как же хорошо, что я пришла сюда всё-таки. И вообще — как же хорошо! Вот оно — настоящее, живое, чистое и небесное, и вечное. Обратно не шла, а летела. Вместе со снегом, что заполнял весь мир вокруг искрящейся детской сказкой. А внутри сама собою продолжалась молитва — та самая, из монастыря: «Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица...»
И тут позвонил муж: «Ну, как твой день сложился?»
«Знаешь, — говорю ему, — хороший день сегодня! Просто замечательный».
И правда ведь — не пустой и не потерянный день получился, а... учебный! Я поняла урок Господа и благодарна Ему очень-очень.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер